Дистанционное напряжение, или как студенты и школьники в сельской местности нервы теряли
Я не ошибусь, если скажу, что вторая половина прошедшего учебного года была одной из самых сложных (если не самой сложной) в жизни добросовестных студентов и школьников, особенно у тех, кто живёт в сельской местности. Дистанционное обучение свалилось на них, как снег на голову – неожиданно и неприятно. Хотя поначалу некоторые школьники и студенты восприняли такое явление как возможность немного расслабиться. Но кто же знал, что карантин продлится до конца учебного года? Дистанционное обучение, по мнению ребят, стало настоящей мукой. Почему? Потому что домашних заданий стало в десять раз больше. Учебный материал, который должны были объяснять преподаватели, пришлось изучать самостоятельно, искать его в интернете, читать большое количество литературы. Однако особенно несладко пришлось ребятам, которые живут в сельской местности. Низкая скорость интернета или вообще её отсутствие, добавление к школьными и вузовским домашним заданиям дел по хозяйству заставили студентов работать с неистовой силой. А это ведь огромный стресс, когда ты с раннего утра до самого вечера пашешь в режиме «хардкор». Проблемы, с которыми столкнулись жители сельской местности Забайкалья во время дистанционного обучения, достаточно серьёзные. Одной из них стало плохое техническое оснащение. Не у всех ребят и учителей оказались компьютеры с возможностью выхода в онлайн-вещание. То есть не могло идти речи о видео-общении ученика и учителя. Из-за этого качество обучения значительно снизилось. Данная проблема затрагивает и другие вопросы: почему у ребенка нет нормального компьютера? Неужели родители не могут себе этого позволить из-за нестабильного финансового положения? Ответ на первый вопрос заключается во втором. Именно из-за недостатка финансов родители не могут обеспечить ребенка хорошим ПК. В общем, вопросов много, ответов мало. Невозможно разобрать бюджет абсолютно каждой семьи и найти универсальное решение. Здесь уже сами родители должны думать, как быть. Такова суровая реальность. Следующей преградой, с которой столкнулись ученики, студенты и учителя из сельских местностей – плохая связь. А ведь интернет во время дистанционного обучения играл еще большую роль, так как отсутствие компьютера не ставило точку в учебе. У всех есть телефоны, и через них хоть как-то, но можно было учиться. Однако и в этот раз обучение вышло боком: не все могли похвастаться наличием стабильной интернет-связи. «Основной проблемой, с которой я столкнулась, стала некачественная, прерывистая интернет-связь. Из-за неё я не могла выходить в видеоконференции. Приходилось связываться отдельно с преподавателем и договариваться. Хотя с подобными проблемами в группе я была не одна», - поделилась наболевшим Светлана Сучкова, студентка четвертого курса факультета экономики и управления ЗабИЖТа. На время карантина девушка вернулась домой, в Карымский район. В 2015 году стартовал проект «Устранение цифрового неравенства». Почти за пять лет точками доступа Wi-Fi были обеспечены более 80-и населенных пунктов. Однако, как показала практика, это не очень помогло. «Я учитель. Под мои началом пятнадцать первоклашек, и только у четырех из них есть компьютеры, - рассказывает жительница села Верхняя Талача. - У остальных либо есть телефоны, либо их нет. И тем, у кого не было возможности выйти в интернет и отправить домашнюю работу, приходилось отправлять тетрадки прямо ко мне». То есть даже наличие точки доступа не дало возможности всем ученикам свободно выполнять свои обязанности. «И, конечно же, - продолжает учительница, - мы не могли общаться в видеоконференциях, чтобы ученики лучше усваивали материал. Связь не позволяла». Помимо этих проблем, у желающих разгрызть гранит науки в такое нелёгкое время возникали и иные трудности. Например, ученикам и студентам было необходимо, кроме учебных заданий, выполнять и дела по дому; кто-то сталкивался с отключением света из-за плохой погоды. «У меня не было интернета месяц: кто-то повредил кабель. Мне приходилось вставать в пять утра, доить четырех коров, кормить куриц, цыплят и ехать с мамой к тёте, чтобы там сделать домашние задания. С восьми утра и до шести вечера я сидела, не разгибаясь. И так каждый день», - рассказывает Дарья Васильева, перешедшая в 11 класс школьница из Карымского района. И все же, несмотря на множество минусов, кому-то такой опыт пришелся по вкусу. Например, у некоторых ребят появилось свободное время для саморазвития. Но, по большей части, у добросовестных школьников и студентов весь день уходил на усвоение материала. Однако не только студенты и школьники недовольны опытом дистанционного обучения в условиях сельской местности. Учителя также видят недостатки. «Мы были не готовы к дистанционному обучению. И для учителей, и для детей, и для родителей это стало серьёзным испытанием. У одних не было возможности выхода в интернет, у других возникали проблемы с загрузкой документов на сайт, третьи вообще не понимали, как работать в таком режиме. И нам, учителям, приходилось многим родителям объяснять, что нужно сделать, куда нажать, загрузить и т.д., - рассказала Ольга Литвиненко, учитель русского языка школы №1 пгт. Карымское. - Во время дистанционного обучения сложно было объяснять ученикам их ошибки, которые, обычно, мы выделяем красной пастой в тетради. В этой же ситуации приходилось изощряться: выписывать слова с ошибками, исправлять, объяснять, как правильно, и затем отправлять ученику. Если бы была возможность проведения уроков в онлайн режиме, было бы гораздо проще». Учителя также переживали за успеваемость своих учеников. Ведь не было гарантий, что ребята выполняли всё добросовестно. Были ситуации, когда двоечники и троечники вытягивались на «4» и «5», а отличники теряли свои позиции из-за технических проблем (не загружался сайт, не было интернета, компьютера и т.д.). Кроме того, и учителя и родители уверены, что студенты и, особенно, школьники должны обучаться не взаперти, а вместе с другими, ведь именно так дети социализируются и познают этот мир. Однако никто не мог предугадать данной ситуации. Раз уж жизнь поставила нас в такие условия, мы должны адаптироваться. Дистанционное обучение застало жителей сельской местности врасплох. Это были три месяца настоящей нервотрёпки, но они показали, какие вопросы необходимо решить, чтобы в будущем, в случае перехода на «дистанционку», не возникло никаких проблем.