Чему научило дистанционное обучение волгоградских педагогов
Нынешний учебный год завершился скомканно. И виной тому все тот же коронавирус. Теперь родители волнуются: неужели и осенью очных уроков не будет? И откровенно добавляют – дистанционка не дает возможности детям нормально учиться, потому что требует постоянного присутствия и помощи со стороны родителей. «Младшеклассников вообще нельза на расстоянии организовать, такие удаленные уроки идут насмарку!» – уверены многие мамы. Педагоги тоже не в всторге от дистанционного обучения, но говорят, что для ебя извлекли из этой истории полезные уроки. «Школа без учеников – это страшно!» – Очное образование никуда не уйдет! – уверена, например, директор Новониколаевской средней школы № 2 Ольга Горемыкина. – Родители наших учеников единодушны: детям нужны учителя, и обучение лучше проводить в школьных стенах, а не дома. Это страшно, когда три месяца школа пустует без учеников! Да, вероятно, в будущем дистанционное образование сможет частично дополнить обучение очное, но заменить его полностью – никогда! Педагог констатирует: в новых условиях сельским школам пришлось сложнее всего. Если в городах высокоскоростной интернет, то в отдаленных поселениях не то что интернет – сотовая связь работает с перебоями. К тому же у многих учеников нет компьютеров и ноутбуков. И все же учитель считает, что положительные стороны в дистанционке были. – Сидя дома, ребята научились работать в «Сетевом городе», получать оттуда задания, прикреплять файлы со своими ответами, – рассказывает она. – А педагоги освоили дополнительные платформы обучения и уже успешно составляют ролики по подготовке к экзаменам. И это правда – многие педагогам пришлось срочно осваивать электронные сервисы, и не всегда этот процесс проходил успешно. Потом некоторые молодые родители даже категорично заявили – мол, надо вводить верхний возрастной ценз для учителей. А мамы и папы поумнее, сетуют: опытные педагоги с огромными знаниями и талантом учить могут просто не выдержать цифровых новаций и уйдут сами. Првда, никакой искусственный интеллект их точно заменить не сможет. – Да, дистанционное обучение помогло расширить наши горизонты, однако полноценных знаний оно не дает! – убежден Евгений Агарков, директор Береславской сердней школы Калачевского района. – Мое мнение: учить детей онлайн можно только в чрезвычайных ситуациях, в данном случае – это карантин. Охватить абсолютно всех учеников дистанционным обучением невозможно. Да и общение с детьми глаза в глаза никакая техника не заменит, уверяет педагог. – Более того, мы не были готовы – ни физически, ни психологически, ни морально – к дистанционке и самоизоляции, – признается директор Кумылженской средней школы Светлана Житникова. – Все эти дни с утра до вечера наши учителя не отходили от компьютеров. Надо было сформировать и выложить задания, получить ответы от учеников, проверить, кому надо – объяснить, что не так, исправить ошибки, перечислояет директор. – Это очень большой труд, – говорит Житникова. – Тем не менее, учебный процесс шел своим чередом. Хотя свои выводы кумылженские учителя тоже сделали: в школе нужны специальные оборудованные кабинеты, где в условиях чрезвычайных ситуаций учителя могли бы общаться со своими учениками дистанционно. Обсуждается и возможность уже в следующем учебном году сделать для старшеклассников один день в неделю дистанционным, когда учитель и ученик индивидуально в режиме онлайн могли бы обсудить непонятные вопросы. У кумылженской школы есть сетевое взаимодействие с другими учебными учреждениями района на профильном уровне, поэтому проблем возникнуть не должно. Учителя тоже учатся Директор средней школы № 6 Центрального района Волгограла Анна Гаврилова уверена, что коронавирус не оставит нас в покое еще долго. Потому и преподаватели, и администрация этого учебного учреждения решили повысить свою квалификацию к следующему году. – Мы должны быть готовы всегда и ко всему, чтобы учебный процесс не останавливался, – считает Анна Гаврилова. – Элементы дистанционного обучения учителя освоили. Каждый педагог выбрал свою технологию общения с учениками. Скоро в нашей школе откроется новый компьютерный класс, уже сейчас приобретаем для него современное технологическое оборудование – будем внедрять цифровизацию в образовательный процесс Специалисты утверждают: в дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы. Дети находятся дома, соблюдают режим сна, отдыха, питания, и это положительно отражается на их эмоциональном настрое. Преподаватели отмечают: обучаясь дома, дети смогли улучшить свои оценки. В этом, конечно, большая заслуга родителей, которые стали проводить больше времени со своими чадами. Но есть и минусы: дети долгое время находятся за компьютером, гаджетами, что в перспективе может отрицательно сказаться на их здоровье. А еще дистанционка подтвердила: современные дети очень уверенно ориентируются в Сети, знают, как получить информацию, и готовы к цифровым экспериментам. Школьные информационно-библиотечные центры открыли для всех учеников доступ к электронным версиям программных художественных произведений, к литературе для внеклассного чтения. Многие школьники уже в первые дни дистанционки сделали для себя полезные открытия: например, удобство аудиокниг, онлайн–экскурсий и путешествий. Возможность смотреть из дома театральные постановки, организовывать дистанционные репетиции школьных спектаклей и даже заниматься спортом под руководством профессионального тренера – видеоуроки и утренние зарядки пользуются сегодня особой популярностью. При этом все педагоги говрят: в стране должны быть единые программы образования, стандарты и учебники. Это сейчас обсуждается на федеральном уровне. – Нынешняя ситуация показала ценность живого общения, - отметила председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина. И дети, и взрослые очень скучают по совместным мероприятиям: школьным проектам, классным часам, урокам, праздникам. Безусловно, дистанционное обучение позволило сделать много разных выводов, и в дальнейшем все лучшие его наработки будут использованы в качестве инструмента, дополняющего возможности традиционной образовательной среды.