"Глобальный бой": как студенты медицинских вузов прошли через COVID-19
Ежегодно в третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника. Праздновать 21 июня в этом году будут и студенты-медики, многие из которых получили боевое крещение в ковидных отделениях больниц в ходе эпидемии. Как прошла проверка на верность профессии и удастся ли нацпроекту "Здравоохранение" ликвидировать существующий дефицит кадров, мы спросили ректоров трех ведущих медицинских вузов России. О работе студентов в больницах Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова Олег Янушевич: — В этом году испытания выпали не только для российской системы здравоохранения, но и для всей мировой системы. Мы все наглядно увидели достоинства и недостатки разных систем и разных подходов. Мне приятно говорить о том, что студенты с самого первого дня, еще до того, как были объявлены нерабочие дни, достаточно активно приняли участие в волонтерском движении. Причем волонтерство было не только на уровне больниц и ковидных клиник, оно работало и в социальной среде, активно оказывалась помощь пожилым людям и тем, кто самостоятельно не может о себе позаботиться. Что касается настроений студентов, то они были разные — в самом начале, я бы даже сказал, была некая бесшабашность, азарт в решении многих ребят отправиться в "красную зону", на работу на скорой помощи. Потом мы наблюдали определенный страх, испуг, когда увеличилась статистика по заболеваемости и по смертности, но сейчас я вижу, что ребята испытывают самую настоящую гордость за то, что они захотели и смогли принять участие как в волонтерской деятельности, так и в непосредственной работе в больницах и клиниках. Поэтому, резюмируя сказанное, сегодня настроение у всех хорошее. Ректор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Сергей Лукьянов: — Оценку "как справились", я считаю, должны давать специалисты. Главные врачи, медицинский персонал больниц присылают нам самые позитивные отзывы. С первых дней эпидемии, когда наши студенты вышли на работу, интерес к привлечению ребят все больше нарастал. К нам обращались сначала с просьбами о привлечении волонтеров, а потом и в поисках молодых сотрудников, которые наравне с медсестрами и врачами стали работать в "красных зонах". Кроме того, когда потребовалась реальная помощь, нам не пришлось уговаривать ни одного студента, ординатора или преподавателя. На наш призыв сразу откликнулись сотни и сотни людей. Они не побоялись сложной и опасной работы. В этот момент, признаюсь, я почувствовал острую гордость за всех наших ребят. Ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко: — Клинический центр Сеченовского университета одним из первых был перепрофилирован в крупнейший в стране госпиталь COVID-19 на две тысячи коек. Более тысячи ординаторов, аспирантов и студентов вуза приняли участие в мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией, работая в городских и университетских клиниках, участвуя в волонтерском движении. Причем волонтеры начали помогать врачам с первых дней пандемии, и с каждым днем желающих присоединиться становилось все больше. Сейчас, когда ситуация стабилизировалась и клиники возвращаются к привычному режиму работы, можно уверенно сказать: наши студенты и выпускники справились с этой непростой задачей, им удалось проявить себя, используя приобретенные знания и навыки. О тенденциях в медицинском образовании Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова Олег Янушевич: — За последние десять лет у нас появились экономический факультет, факультет клинической психологии и факультет социальной работы. Активно и мощно развивается лечебный факультет. Что касается самых популярных специальностей, приобретаемых в рамках ординатуры, то, например, касательно стоматологии, это ортодонтия, хирургия, челюстно-лицевая хирургия. Если мы о говорим о "лечебниках", то традиционно лидирующие позиции остаются у дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, однако сейчас в связи с пандемией обозначился еще и большой спрос на анестезиологию и реанимацию, инфекционные болезни, а также вирусологию. Конкурс к нам традиционно очень высокий, проходной балл за 2019 год на стоматологию и лечебное дело составил 256 и 258 баллов соответственно, по факультету клинической психологии — 236 баллов. Ректор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Сергей Лукьянов: — Так как мы единственный медицинский вуз России, имеющий статус национального исследовательского, то и изменения у нас происходят на самом научном факультете — медико-биологическом. Сейчас курс идет на профилирование внутри одной специальности, на создание гибкой системы, позволяющей быстро адаптироваться к потребностям науки и промышленности, а значит, и нуждам работодателей. Широкое партнерство с компаниями и институтами позволяет постоянно обновлять учебную программу и "затачивать" конкретных выпускников так, что сразу по окончании их ожидают для трудоустройства конкретные работодатели. По сути, мы даем ребятам возможность начать учиться единым фундаментальным основам, по ходу программы выбрать "веточку" знаний и умений, которую они изучат и попробуют на практике, и начать свою карьеру на студенческой скамье. Например, на медицинской биохимии студентам предлагают углубиться в омиксные технологии (комплекс современных технологий, включающий геномику, транскриптомику, протеомику и метаболомику), прикладную генетику и клинико-лабораторную диагностику. Медицинская биофизика разделяется на ядерную медицину, разные типы функциональной диагностики, медицинское приборостроение. Медицинская кибернетика — на медицинские информационные системы, биоинформатику и Big Data, медицинские системы машинного обучения и искусственного интеллекта, а специальность фармация — на организацию фармацевтического дела и промышленную фармацевтику. Ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко: — Помимо традиционных направлений медицины у нас широко представлены специальности, объединяющие классическое медицинское образование, научные исследования, биомедицину и инновационные технологии. Классическая школа никуда не ушла, но были внедрены концепции по непрерывному, симуляционному, дистанционному медицинскому образованию. Это позволило существенно повысить профессионализм медицинских работников. Сегодня Сеченовский университет — это крупнейший международный исследовательский медицинский вуз. Наш уровень образования отвечает международным стандартам, у нас формируется будущая элита российского здравоохранения и мировой медицины. Открываются новые направления подготовки — технологии материалов, нанотехнологии и материалы, информатика и вычислительная техника, фармация были запущены в 2018 году. В новый атлас будущих медицинских профессий включены такие специальности, как IT-медик, нанофармаколог, тканевой инженер, генетик, сетевой врач, разработчик систем "умной доставки лекарств", молекулярный диетолог, специалист по управлению геномом. Обучение новым специальностям мы ведем на базе Научно-технологического парка биомедицины, созданного в рамках национального проекта "Образование" и "Проекта 5-100", который является драйвером научных трансформаций университета. По итогам прошлого года конкурс составил 19 человек на место. Самыми востребованными специальностями стали: лечебное дело, биоинженерия и биоинформатика, биотехнология, медицинская биохимия и стоматология. Конкурс на них в среднем составил 39 человек на место. По традиции лидером среднего бала является программа "Врач-исследователь": на нее мы набрали 48 человек со средним баллом ЕГЭ — 98. Как получить медицинскую специальность и остаться в профессии Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова Олег Янушевич: — Мне кажется, тут важна требовательность от наших педагогов и наставников к получаемым знаниям, от ребят же требуется активное использование информационных потоков, умение правильно и быстро в Сети находить информацию среди больших объемов данных. Крайне желательно владение иностранными языками как для общения с коллегами из-за рубежа, так и для чтения научной литературы. Ну и помимо теоретической подготовки, разумеется, нужны хорошо прокачанные мануальные навыки. И как я говорил выше, в основе всего этого должно быть чуткое, милосердное отношение к пациенту, истинное сострадание к каждому, кому нужна помощь. Именно таких ребят мы стараемся воспитывать, у меня нет никаких сомнений, что дефицит врачебных кадров к 2024 году, согласно дорожной карте нацпроекта "Здравоохранение", будет ликвидирован. Ректор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Сергей Лукьянов: — Сегодняшние студенты, конечно, отличаются тем, что они способны значительно быстрее и больше впитывать информации. Они настроены на то, чтобы получать знания из множества источников, имея возможность сравнивать разные подходы. Так как сегодня весь мир стал "маленьким" благодаря интернету, благодаря доступности массовых образовательных технологий, повысились и требования к профессорам и преподавателям, которые сейчас растят новые медицинские кадры. В университете работают ведущие специалисты в самых разных областях медицины, и наш студент может быть уверен, что знания, полученные от тех, кто непосредственно владеет искусством врачевания, станут основой его будущего профессионального мастерства. И конечно, кругозор у ребят сейчас существенно шире, ведь в наше время широкий кругозор необходим не только в медицине, но и в других областях. Ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко: — Здравоохранению нужны врачи новой формации, способные использовать современные прорывные научные достижения для помощи каждому конкретному больному. В последние годы происходит процесс переосмысления профессии врача и подходов его деятельности. Они становятся персонифицированными, трансляционными и максимально технологичными. Внедрение этих направлений задает новые стандарты качества жизни, и они уже получили активное развитие по всему миру. Врачи будущего должны быть способны владеть инструментарием генетических исследований, анализом больших данных, которые будут формировать возможности как для ранней диагностики доклинического проявления болезни, так и при клинических стадиях заболевания. Обучать этому мы их начинаем уже сегодня. У современных студентов-медиков, с одной стороны, есть опыт и знания светил медицинских школ, с другой — передовые обучающие технологии, на которые они ориентированы. Нами создан полный цикл практической подготовки врачей, начиная от симуляционных учебных классов на кафедрах до учебно-тренингового центра роботической медицины Praxi Medica. Мы открыли первую в России учебную виртуальную клинику Mentor Medicus. Эти современные образовательные технологии являются неотъемлемой частью программы обучения. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, нужно обладать уникальными знаниями, которые возможно получить при междисциплинарном подходе к образованию. Материал подготовлен при поддержке АНО "Национальные приоритеты"