Вакансия на миллион
Про кадровый голод в России можно говорить бесконечно, но тех же учителей с врачами больше от этого не станет. Вот здесь власть как раз должна показать, на что способна. Программа "Земский учитель" – возможность помочь школам небольших городов и сел. Плюсы "малышей" Губернатор Челябинской области Алексей Текслер в январе нынешнего года велел главам муниципалитетов не рассчитывать исключительно на то, что педагоги получат по миллиону рублей "подъемных" из федеральной казны – "на местах" должны подсобить. "Необходимо предоставить педагогам жилье и дать их детям возможность посещать детский сад, получать качественную медицинскую помощь", – подчеркнул глава региона. Как сообщили "Уралинформбюро" в министерстве образования и науки Челябинской области, наибольшее число заявок по программе "Земский учитель" поступило на вакансии учителей математики, русского и английского языков. Большая часть участников программы – женщины, педагогов-мужчин – чуть меньше трети. "Мы распространяли информацию через тематические порталы и группы в социальных сетях, где обычно "сидят" педагоги. Важно, что приехать работать в Челябинскую область хотят педагоги из других регионов – Ленинградской и Саратовской областей, из Башкортостана и Казахстана. Из-за коронавируса процесс затормозился, и конкурс разделился на два этапа. На первом отобрано более 40 педагогов. Сейчас стартовал второй. Всего в этом году по программе "Земский учитель" в челябинские школы поедут 92 преподавателя", – рассказали в ведомстве. Части "переселенцев" интересно раскрыть свой потенциал в небольшой школе. Ведь сегодня условия преподавания "в глубинке" могут превосходить городскую школу. "Ситуация очень индивидуальная. Есть такие сельские школы, которые не только не уступают городским, но в чем-то их превосходят. Иногда бывает лучшее оснащение потому, что они малокомплектные – проще оборудовать кабинеты физики и химии. Не все школы Челябинска могут себе позволить такие кабинеты! – подчеркивают в министерстве образования. – В этих учебных заведениях можно проводить больше практической работы, есть возможность уделить время каждому ученику, поэтому высококвалифицированные педагоги с удовольствием едут в села". Подальше от "муравейников" Программа "Земский учитель" это не обязательно переезд в сельскую местность. Есть вакансии и в городах, привлекающие педагогов из соседних регионов (в своем из села в город по программе не перебраться). Источник дополнительных кадров для Южного Урала в том числе в Курганской области. "Решил переехать, потому что в нашем селе Альменево нет условий для развития ребенка. Моей дочери 2,5 года, а у нас нет ни бассейна, ни каких-то секций. Если для мальчишек еще можно что-то подобрать, то для девочек – ничего. Нет тех же танцев или спортивной гимнастики. Это и стало одной из главных причин моего участия в программе", – рассказывает 32-летний учитель русского языка и литературы Рустам Мухамадеев, которого ждут на работу в Аше. По его словам, в начале нынешнего года он зарегистрировался на официальном портале "Земского учителя" и начал выбирать населенный пункт для переезда. Привлекла Челябинская область. "Подал заявку в СОШ №9 с профессиональным обучением. Я проходил дополнительную подготовку по преподаванию физкультуры, переподготовку как педагог-дефектолог, занял второе место в областном конкурсе "Учитель года". Мне сразу сказали, что хорошие шансы получить это место с таким послужным списком. И вот 1 сентября начну работать на новом месте", – сообщил педагог. А в школу № 1 Усть-Катава собирается выпускница филологического факультета Курганского госуниверситета Татьяна Морозова. Причем она шесть лет после вуза проработала учителем в Санкт-Петербурге. "Сейчас мы с мужем думаем о детях, и заметили, что ритм большого города и огромное количество людей начинают нас тяготить. Хочется растить детей в красивом и более спокойном месте. В Челябинской области потрясающая природа. Мы взвесили все "за" и "против" и выбрали Усть-Катав - город с достаточно развитой инфраструктурой, но при этом не "муравейник". К тому же в Санкт-Петербурге очень сложно устроить ребенка в детский сад – приходится долго ждать путевку", – рассказала она "Уралинформбюро". Главным связующим звеном приезжего учителя с администрацией населенного пункта и управлением образования становится директор. Вообще, это ему приходится больше всех ломать голову, как закрыть учительские вакансии. "Выходить из положения приходится разными способами – увеличивать нагрузку на работающих педагогов, просить учителей младших классов брать пятиклассников, приглашать преподавателей из других школ города для совместительства", – сообщила директор школы №1 Усть-Катава Людмила Куликова. По ее словам, учебное заведение нуждается в учителях английского, немецкого, русского языков, математики. Она разместила заявки на сайте проекта "Земский учитель", но пока удалось найти лишь преподавателя русского языка. "Это – долгосрочная программа, мы надеемся, что в следующем году к нам захотят приехать другие специалисты, и наш дружный коллектив пополнится", – отмечает директор. Проблему с учительскими кадрами в Челябинской области намерены решать комплексно. Так, в рамках проекта "Учитель будущего" в 2020 году заработают Центр независимой оценки квалификации педагогов, где можно будет оценить свои компетенции, и Центр непрерывного профессионального мастерства. Так что будет основание порадоваться успехам челябинцев на всероссийских смотрах. Как подчеркивает Алексей Текслер, "я никогда не сомневался, что у нас очень сильные педагоги, которые заслуживают искренней благодарности от учеников и родителей и признания на федеральном уровне". Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ