Учеба в несколько смен, тимуровцы и производственные мастерские: как жили школьники в войну

В виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» открылся новый раздел «Фотолетопись Москвы», в котором опубликованы фотографии столицы с конца XIX века до настоящего времени. Изображения позволяют проследить, как разрастался и застраивался город, как метро становилось доступно все большему числу москвичей. Среди фотографий много снимков маленьких москвичей, особенно детских фотографий военного времени. В Главном архиве Москвы рассказали, как учились дети в период Великой Отечественной войны. В первые годы войны школьная система СССР сильно пострадала: были разрушены здания, в разы уменьшилось число учителей, многие школы использовались только для нужд фронта (чаще всего они были переоборудованы под госпитали). Поэтому одной из ключевых задач Советского государства с первых дней Великой Отечественной войны было сохранение образования в стране. — 11 сентября 1941 года заместитель председателя Госплана СССР Михаил Дегтярь обратился к заместителю председателя Совета по эвакуации при Совете народных комиссаров СССР Алексею Косыгину с предложением организовать эвакуацию учащихся 1–6-х классов. Для учащихся 7–8-х классов, которые не подлежали эвакуации, предлагалось организовать учебный процесс, — рассказали в Главархиве. — Школьники 8–10-х классов должны были оказывать стране помощь, работая на производстве. Однако уже в 1942 году учеников 8–10-х классов было запрещено мобилизовывать на фабрики, заводы, горнорудную промышленность и спецработы. К учебе в 1942 году подготовились 250 московских школ. 120 000 учеников приступили к занятиям. В действовавших школах организовывалось обучение в три смены. Сидели по трое, четверо детей за одной партой. Учеба проходила при остром дефиците учебников, чернил и письменных принадлежностей. Такая ситуация была не только в Москве, но и во всей стране. Московский отдел народного образования поставил план организации школьных пособий и письменных принадлежностей. Было предписано подготовить 200 000 ручек, 10 000 пеналов, 15 000 линеек и угольников. В архивном ведомстве также добавили, что военное время не могло не отразиться на содержании преподаваемого материала. На уроках русского языка наряду с классическими темами сочинений появились такие, как «Мое письмо бойцу Красной армии» или «Чем я помог фронту». Дети изучали истории подвигов своих товарищей пионеров и комсомольцев, боровшихся в рядах Красной армии и партизанских отрядах. Если на уроках рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети изображали военные сражения, рисовали портреты родственников, воевавших на фронтах. Большое внимание уделялось физической подготовке: прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. — Во время Великой Отечественной войны была важна любая помощь фронту. Наравне со взрослыми, приближая победу, трудились и дети. Школьники входили в сандружины, помогали раненым, принимали участие в тимуровском движении. По примеру главного героя произведения Гайдара ребята брали шефство над семьями ушедших на фронт, нянчились с детьми и помогали по хозяйству. Большим подспорьем фронту стал сбор подарков для бойцов Красной армии. Ребята шили теплые рукавицы, вязали шерстяные носки и писали письма, — отметили в Главархиве Москвы. С 5-го класса вводились билеты в форме маленькой книжечки, которую каждый ученик должен был иметь при себе и предъявлять по требованию директора и учителей. В билете содержались правила для учащихся из 20 пунктов, в том числе: быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы нужно было приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам предписывалось снимать головные уборы. Также рекомендовалось быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах, не употреблять бранных и грубых выражений, не курить, не играть в игры на деньги вещи. Органы милиции, прокуратуры и руководства столицы и страны были всерьез обеспокоены безнадзорностью и бродяжничеством детей, оставшихся без родителей. Чтобы не допустить развития хулиганства и детской преступности, решением Исполкома Моссовета предполагалось усилить внешкольную работу с детьми в осенне-зимний период 1943–1944 года: привлечь общественность, организовать с 1 октября в каждом районе сеть внешкольных учреждений (домов пионеров, детских технических станций, детских парков и спортивных школ), охватить кружковой работой в школах не менее половины детей, создать сеть добровольного спортивного общества «Смена», массово вовлечь детей в различные виды военно-физкультурных мероприятий. Существующие детские производственные мастерские сохранялись, причем мастера производственного обучения приравнивались к педагогам-воспитателям, а дети, работающие в мастерских и выполняющие нормы выработки, получали рабочие карточки. Часть детей от 14 лет и старше поступала на обучение в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. — 21 августа 1943 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров об образовании суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ. Они предназначались для устройства, образования и воспитания детей военнослужащих Красной армии и Военно-морского флота, а также партизан, погибших во время войны. В первую очередь сюда принимались круглые сироты, воспитанники воинских частей и корабельных экипажей, — добавили в ведомстве. Для воспитанников было организовано проживание при училищах, полное государственное обеспечение и ношение специальной формы военного образца. Учебные программы предусматривали общеобразовательную подготовку в объеме средней школы, преподавание начальных военных знаний и навыков, необходимых для поступления в военные училища. Летом воспитанники проходили практику в военных лагерях, а нахимовцы — на кораблях. — Благодаря всем этим мерам удалось не допустить развала системы образования, роста бродяжничества и хулиганства среди детей. Важно и то, что во время войны школа провела и ряд реформ. Например, именно тогда появились пятибалльная система оценок, награждение учеников золотыми и серебряными медалями, — пояснили в Главархиве. Читайте также: Сотрудники Главархива рассказали, как устроена работа хранилища документов

Учеба в несколько смен, тимуровцы и производственные мастерские: как жили школьники в войну
© Вечерняя Москва