«Это уничтожение доступного образования». Московские школы поставили на «счетчик»
Земля под рейтинговую школу Школа №324 с красивым названием «Жар-птица» на улице Лобачевского, 54, распрощалась с частью помещений – они перешли элитному учебному заведению №1329, которое расположено совершенно в другом районе – Тропарево-Никулино. Получается абсурдная ситуация, когда на одной территории находятся две разных школы. Но еще больший абсурд заключается в том, что теперь дети из рейтинговой школы будут вынуждены преодолевать несколько километров в течение дня, если им уроки поставят в разных корпусах. Причина в том, что свои помещения образовательного учреждения №324 давно нуждаются в ремонте, но денег на это у учебного заведения попросту не оказалось. А вот гимназия с ее доходами (как бюджетными, так и внебюджетными) привести корпуса в порядок наверняка сможет. В этой школе много платных занятий. Стоимость только одной из дополнительных программ доходит до 80 тысяч рублей в год. А таких факультативов у одного ребенка может быть несколько. Понятно, что в эту школу дети из простых семей, со средним достатком попасть не могут. Незавидная судьба Но и школа №324 тоже на неплохом счету и славится своими традициями. Бывшая директор Елена Зотова рассказала, что учебное заведение активно сотрудничает с МГИМО, выпускает будущих дипломатов и имеет хорошую музыкальную программу. Сегодня образовательное учреждение переполнено: вместо 550 учеников здесь учится свыше семисот. При этом рядом находятся пустующие помещения бывшей школы №256 (улица Лобачевского, 66). Первоначально, десять лет, назад их передавали школе №324 и обещали даже бюджетные деньги на ремонт. Но подрядчики менялись, а здания так и не отремонтировали. В итоге чиновники от образования предложили уже новому директору Алексею Беспалову ремонтировать здание за счет школы, в распоряжении которой нет и нужной суммы денег, ни необходимого штата. При этом сама территория является городской собственностью, что подтверждается кадастровой картой. Директор школы №324 от здания в итоге отказался, а переполненные классы решил «разгрузить» с помощью пристройки и детского сада №215 (к школе прикреплены четыре детсада). В садике планируется разместить начальную школу. Это решение не вызвало большой радости ни у родителей школьников, а у дошколят тем более. Последним, как сообщили родители одного из воспитанников, предложили подыскать другой детский садик в соседнем районе. В январе 2020 года поползли слухи о том, что школа №324 объявлена банкротом. Один из педагогов на условиях анонимности рассказал, что в учебном заведении сократили бухгалтеров, а учителям пригрозили урезать стимулирующие выплаты, доплаты за аттестационные категории и звания и сократили надбавки за платные часы. Это только усилило слухи о банкротстве школы. Якобы педагогам даже предлагали подписать уведомление о сокращении надбавок, но поднялась шумиха, и документ отменили. По словам представителя родительского сообщества школы Ивана Петрова (имя изменено), даже ученики шепчутся между собой о том, что у педагогов есть «сложности с зарплатой». Родитель учеников также утверждает, что новый директор ограничил посещение родителями учебного заведения. «Более пяти родителям в школе запрещено находиться. Нельзя проводить фото- и видеосъемку в «некрасивых местах». В здании четко контролируется, куда родитель пошел и с кем говорит. А директор порой не в курсе того, что происходит в учебном заведении», – сообщил собеседник издания. Теперь учебное заведение, по словам родителей, работает по принципу «ваш ребенок-ваши проблемы». «Если дети плохо учатся, с ними не церемонятся. Предлагают вечернюю школу или уйти на домашнее обучение», – добавил источник. После передачи части помещений школы «Жар птица» элитной гимназии местные жители опасаются, что их образовательное учреждение вообще ликвидируют. Школа полностью попросту вольется в структуру рейтингового учебного заведения №1329. Люди написали свыше 50 обращений президенту, депутатам Госдумы, мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой создать комиссию при правительстве Москвы для возвращения помещений школе №324, сохранения дошкольного отделения, предназначенного для малышей, завершения капитального ремонта и строительства пристройки. Нынешний директор школы №324 Алексей Беспалов в беседе с «ФедералПресс» рассказал, что действительно было решено от здания бывшей 256-й школы отказаться, но слухи о банкротстве категорически отрицает. Что касается детсада, то, по его словам, дошкольников «никто не выгоняет», а речь идет о «постепенном замещении школьниками начальных классов». Жалобы родителей, которые не могут попасть в школу, директор также не подтвердил. Но добавил, что «школа является режимным объектом, охранник может не пропустить, но всегда сообщает директору, что родители пришли». По его словам, родительские собрания «проводятся по необходимости», однако родительского комитета в школе нет. Сокращение надбавок учителям Алексей Беспалов отказался комментировать, сославшись на то, что это «внутренняя ситуация». «Могу сказать, что задержек с зарплатами не происходит, мы действуем в рамках правового поля», – отметил директор. Глобальный вопрос Проблема, скорее, не в одной школе, а в политике городского департамента образования в принципе, считает депутат Совета депутатов муниципального округа Проспект Вернадского Елена Филина. По ее словам, в Москве навязывают систему, которая рождает талантливых детей, а обычным детям ограничивает доступное бесплатное образование. Депутата рассказала, что рейтинговая школа №1329 в Тропарево-Никулино вынуждена забирать помещения из других районов, потому что в свое время в районе вместо образовательного комплекса возвели жилые дома. По словам Елены Филиной, этот пример не единственный. Рейтинговые школы вынуждены забирать себе порой даже не нужные им объекты и вводить дополнительные платные часы, чтобы соответствовать рейтингу, который внедрил столичный департамент образования. Один из учителей подтвердил «ФедералПресс» эту информацию. По словам источника, уже несколько лет в школах Москвы ранжируется рейтинг, от которого зависит дополнительное финансирование учреждения. Есть даже инструкция о том, как эти рейтинги считаются. Школы дают количественные показатели: проекты, олимпиады и так далее, и на основании этой многостраничной инструкции специально обученные люди начисляют баллы, из которых формируется рейтинг. В результате больше всего денег получают школы из «первой сотни». Причем учитывается все, даже число дополнительных часов и платных занятий. «Родители, по сути, из своего кармана платят за то, чтобы школа получала баллы и затем финансирование», – рассказал источник. Однако система рейтингования учебных заведений настолько сложная, что не каждый математик в этих цифрах разберется. Поэтому собеседник «ФедералПресс» не исключает, что рейтинг могут использовать для того, чтобы вперед выходили «угодные» директора школ, а более низкие показатели начислялись «неугодным». Все равно проверить будет довольно сложно. Те же школы, которые «не дотягивают» до ТОП-100, то есть по тем или иным причинам не вводят дополнительные «сборы» для родителей, не выполняют другие показатели, в итоге «накапливают миллионные долги перед бюджетом и становятся банкротами». Педагог сказал, что таких школ-банкротов в Москве не одна и даже не две, но официально эту информацию подтвердить или опровергнуть не удалось. Учителя же говорить не могут, поскольку рискуют лишиться работы. Лидерам тоже несладко Всего в Москве свыше пятисот образовательных комплексов. Многие из них имеют по несколько школ и детских садов, и эти объекты могут быть разбросаны по разным районам столицы. Депутат Мосгордумы от КПРФ, доктор педагогических наук Любовь Никитина рассказала о школе 504 на Варшавском шоссе, к которой относится больше десятка различных зданий школ и детских садов. Эти образовательные помещения разбросаны по пяти районам Москвы. Здесь был производственный комбинат, теперь руководитель переориентировал его на робототехнику, создал музеи. В какой-то степени есть положительная роль в том, что дети имеют доступ к разным образовательным формам. "Но и есть издержки, когда соединяют школы разного типа", – рассказала Любовь Никитина. По словам депутата, это затрудняет управление, объективно делает его поверхностным, отдаляет руководителя от детей, родителей и даже педагогов. «Мы привыкли к тому, что директор школы - главный педагог, а здесь он главный менеджер. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что плохо, потому что в школе главное – воспитание и социализация, образование в широком, социальном смысле, а не менеджмент. Дети – не заготовки для промышленной обработки, а развивающиеся личности», – отметила Любовь Никитина. Порой родители ночами не спят, делая школьные проекты, чтобы в итоге их дети получили хорошие оценки, а школа получила более высокое место в рейтинге. Что делать, если к одному учебному заведению относится несколько школ и детских садов из разных районов? Завучам приходится непросто, чтобы составить удобное для детей расписание, иначе им придется преодолевать по несколько километров в день, бегая из одного корпуса в другой. Так зачем же директора этих образовательных комплексов берут себе по столько объектов? Ведь физически тяжело все это богатство проконтролировать. И не всегда и спрашивают. Раз рейтинговая школа – будьте добры брать под свое «крыло» другие учебные заведения, забирать в оперативное управление различные здания. А еще вводить дополнительные программы, платные занятия, искать способ взять деньги с родителей. Иначе рискуете выпасть из рейтинга и оказаться в банкротах. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, официальный сайт школы №324 г. Москвы