Только православное воспитание дает возможность ребенку не отвечать злом на зло
Анатолий Петрович, чем отличаются православная и светская школы? Главное отличие православной школы от светских образовательных организаций в том, что у нас реализуется конфессиональный компонент образования и осуществляется православное воспитание. Наша школа, как и другие образовательные учреждения, работает по федеральному государственному образовательному стандарту – преподаются те же самые предметы в тех же самых объёмах, что и в массовых школах. По окончанию 9 класса наши дети сдают итоговую аттестацию, и, поскольку мы имеем государственную аккредитацию, то имеем право выдавать документ об образовании государственного образца. Наряду с получением зданий в нашей школе во главу угла ставится и воспитание. Только православное воспитание даёт возможность ребёнку стать на путь истинный, преодолевать в себе недостатки, бороться с грехами, взращивать в себе доброту, не отвечать злом на зло. Мы используем систему работы, построенную на воспитание христианских добродетелей. Эта система носит комплексный характер, затрагивает не только воспитание детей, но и родителей – на родительских собраниях наш духовник отец Михаил Ширяев даёт им краткие, но чёткие рекомендации, как воспитывать ту или иную добродетель в семье. Мы развиваем и такое направление, как трудовое воспитание. В нашей школе нет белоручек. Все родители дали согласие на то, чтобы их дети привлекались к труду. Старшеклассники сами убирают классы, помогают убирать снег во дворе школы и на прилегающей улице и так далее. Не забываем про военно-патриотическое воспитание, в связи с этим мечтаем организовать секцию рукопашного боя, про эстетическое воспитание - посещение концертов, спектаклей, музеев, библиотек. Но всё это – с православным акцентом. Воспитывает сам уклад школьной жизни. Он у нас строится несколько иначе, чем в массовых школах. Если за рубежом в некоторых школах день начинается с пения гимна, то у нас – с молебна небесному покровителю святому благоверному князю Александру Невскому. На этом молебне мы просим Господа о здравии и благоденствии наших Патриарха и митрополита, всех православных христиан, а также всех учителей и учащихся школы поименно, молимся за нашу державу и ее воинство. Детская молитва идёт от души и имеет большую силу. Обязательно молимся за болящих учеников и учителей. Каждый урок начинается с молитвы «Царю небесный» и заканчивается молитвой «Достойно есть»; также молитвенное правило соблюдается при приёме пищи. Это и дисциплинирует, и придаёт осмысление действий учащимся православной школы. В православном укладе школьной жизни – особые отношения учителей между собой, между педагогами и детьми, родителями, между учащимися. Мы стараемся, чтобы они были в духе христианских заповедей, чтобы, не дай Бог, кто-то озлобился, проявил гневливость, повысил голос или проявил другие действия, которые, порой, в светской среде воспринимаются как само собой разумеющееся. Конечно, и у нас случается, все мы люди грешные, но мы стараемся, чтобы в школе была хорошая морально-психологическая обстановка, чтобы мы были единой православной семьёй. Но с другой стороны, владыка Даниил, наставляя меня, сказал, что дети не должны привыкать к тепличным условиям. Выйдя из благоприятной среды нашей школы, они столкнутся с изъянами внешнего мира и должны быть к этому готовы – не поддаться, не озлиться. Это очень серьёзная задача. Что такое «конфессиональный компонент»? У нас есть законное право преподавать «Основы православной веры», «Закон Божий», церковно-славянский язык. Также мы давно работаем над методической темой реализации православного компонента в преподавание общеобразовательных предметов. Там, где это уместно и целесообразно, связываем тему либо с православной верой в целом, либо с историей Христианской церкви. Перестраиваем наше поурочное тематическое планирование. История, обществознание, литература являются базовыми для введения православного компонента, но можно вводить его и в биологию, и в географию, и даже в физике и математике - к примеру, сколько свечей весом 20 грамм получится из 1 кг воска? Какие дети у вас учатся? Дети разные. Не все наши родители воцерковлены, но все тянутся к православию. И наша задача – помочь им. В двунадесятые праздники мы не учимся, у нас в уставе так записано. Мы обязательно всей школой идём на богослужение. Многие родители тоже приходят на службу, исповедуются и причащаются вместе с детьми. Причём, участие в службе – не обязанность, а одна из форм поощрения. С благословения владыки мы ввели практику исповеди, которую по пятницам проводит наш духовник не только для детей и педагогов, но и для родителей. Уверен, это идёт на пользу и детям, и взрослым. Тайна исповеди соблюдается. Но нам удаётся ненавязчиво, потихоньку вести к вере даже тех, кто ещё только стоит на её пороге. Можно ли сказать, что в вашей школе стараются услышать каждого ребёнка? Индивидуальный подход, безусловно, должен быть в любой школе, тем более, у нас, где, по разрешению учредителя, классы маленькие, до 15 человек, и есть возможность на уроке больше работать с каждым учеником. Наши дети более ответственно относятся к выполнению домашнего задания, так как знают – на уроке обязательно спросят. Но мы ученика не только видим на уроке, стараемся быть с ним рядом, знаем о его проблемах и трудностях, стараемся не давать накапливаться негативу и вовремя помочь. Первый путь – это исповедь, батюшка с каждым ведёт душевные разговоры, второе – постоянное общение классных руководителей с детьми и родителями. И третье – по понедельникам после молебна в классах идёт так называемый «утренний круг» — разговор по душам. Это коллективная возможность услышать ребёнка, а индивидуальная – ведение «Дневника добродетелей». Подчёркиваю – личных дневников, ни я, ни классный руководитель в него не имеем права заглядывать, только батюшка. Педагогу можно только подсказать ребёнку, какую мысль туда записать или формулировку той или иной добродетели, или цитату из жития святых. Сейчас объявлен набор во все классы вашей школы. С чем это связано? С малочисленностью – у нас всего 38 детей, и основная масса их – в начальной школе. Это связано и с удалённостью школы от центра города. Связано с отсутствием надлежащих условий — выделенное нам безвозмездно здание бывшей вечерней школы не типовое, здесь невозможно разместить хорошую библиотеку с читальным залом, нет актового и спортивного залов, столовой. Часть помещений мы вынуждены арендовать на безвозмездной основе в других городских школах — № 8 и 34. Одна из причин малочисленности – отсутствие условий для обучения иногородних детей, здесь могли бы получать светское и религиозное образование дети священников из отдалённых территорий. И ещё – о нас мало знают. Мы собираемся системно вести информационную работу, и, уверен, она даст результат. Постараемся к началу следующего учебного года довести количество учеников до 70 человек.