Грядут новые ФГОС: какие изменения ожидаются в школах?

В связи с реализацией Национального проекта «Образование», основная цель которого заключается в повышении конкурентоспособности отечественной системы образования на мировой арене, возникла необходимость в пересмотре и приведении в соответствие с национальным проектом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). По словам специалистов, утверждению новых ФГОС начального и общего образования предшествовала серьезная подготовительная работа. В их обсуждении приняли участие ведущие педагогические ВУЗы России, известные эксперты в области образования и Комитет гражданских инициатив. Не обошлось и без споров о том, надо ли изменять ФГОС, и каким должно стать их обновленное содержание. Отметим, что ранее ФГОС уже подвергались критике и последующей ревизии. Одной из причин стало отсутствие единых программ обучения в регионах. По мнению экспертов, разные программы стали бы серьезным препятствием, в случае переезда школьника в другой регион или при поступлении в ВУЗы. Итак, какими же доработками специалисты предлагают улучшить ФГОС, чтобы они отвечали повышенным требованиям к качеству образования? Чему будут учить по новым стандартам? Совет, созданный при министерстве просвещения, принял документ, определивший перспективное содержание образования РФ на ближайшее будущее. По словам О.Ю. Васильевой, министра просвещения, новые стандарты созданы с учетом 15 поручений президента Российской Федерации, и они синхронизированы с содержанием Национального проекта «Образование». Вместе с тем, Ольга Юрьевна подчеркнула, что новые стандарты не ограничивают творческий потенциал учителя, но гарантируют ученику и его родителям понятный и необходимый набор знаний, соответствующий возрасту ребенка. Основной проблемой прежней версии ФГОС было отсутствие единых учебников, определяющих содержание обучения. Это вызывало путаницу и непонимание со стороны родителей, в каком направлении двигаться и как" встроиться" в систему в случае перехода ребенка в новую школу. Недовольны действующей версией стандартов и учителя: нечеткие формулировки и планирование «старых» стандартов заставляли ориентироваться только на результаты ЕГЭ и ОГЭ в 9-м классе. Если верить разработчикам новых стандартов, в будущем ФГОС начального и общего образования будет дополнен конкретикой: учебные планы будут скорректированы под единые учебники: соответствующим изданиям уже поручено внести необходимые корректировки; во всех школах ведется работа по созданию единых образовательных программ: серьезных изменений в учебных планах разных школ не предвидится, поскольку детализация не затронет основу предметного ядра; в образовательных программах будет четко прописано, какими знаниями и практическими навыками должны овладеть дети в каждом классе, поэтапно. Предполагается, что новые стандарты будут введены в действие в 2021 году, так что у всех участников образовательного процесса будет время подготовиться к предстоящим изменениям. Кстати, над подготовкой дополнений к действующим образовательным стандартам, которые охватывают не только образовательный процесс школ, но и материально-техническую базу учебных заведений, работали полтора года. При этом, как отмечают в министерстве просвещения, работа над ними еще не завершена. Новые ФГОС: мнения «за» и «против» Казалось бы, что конкретная задача более понятна и выполнима, чем размытые представления о том, что и как надо делать. Тем не менее, нашлись противники новых ФГОС, среди которых оказались и авторитетные специалисты в области просвещения: например, Евгений Ямбург, Академик РАО и заслуженный учитель РФ, Александр Адамский, научный руководитель института проблем образовательной политики и др. За мораторий на введение новых образовательных стандартов высказались еще 18 членов экспертной комиссии (всего было собрано более 100 экспертных заключений). Специалисты, выступающие с критикой новых ФГОС начального и общего образования, считают новую версию стандартов архаичной, снижающей конкурентоспособность учебного материала. Также противники новвоведений критикуют жесткую фиксацию учебных материалов. Они считают, что такой подход не только лишает учеников возможности индивидуального развития, но и не позволяет учитывать их способности при оценке по новым стандартам. Резюмируя свои впечатления от возможных дополнений образовательных стандартов, противники ФГОС отметили что, по сути, предлагается убрать из системы образования базовые, фундаментальные основы и заменить их множеством вариантов, хаотично разбросанных в каждом отдельном образовательном заведении. С таким предположением не согласилось большинство экспертов, мнение которых кратко и емко выразил ректор МПГУ А. Лубков. По его мнению, «здоровый консерватизм» и «гармоничная надстройка», дополняющая базовый уровень - основа развития образования. С этим нельзя не согласиться: невозможно развивать образование, как и науки в целом, разрушив фундаментальные основы. К слову, надстройка, по мнению экспертной группы, должна включать современные технологичные методы обучения и проверки качества знаний, постепенное дополнение программ, с учетом развития цифровых технологий. Как новые ФГОС повысят конкурентоспособность российского образования? Цель введения новых стандартов – создание единого образовательного пространства путем систематизации ученых программ и учебного материала. Специалисты министерства просвещения уверены, что такой подход обеспечит ясность и прозрачность для всех участников образовательного процесса, позволит избежать трудностей при переводе ребенка в школу соседнего региона, при подготовке к вступительным экзаменам. Именно поэтому ориентиром своих разработок они назвали единые требования и систематизированные программы на всей территории РФ. Опровергают разработчики образовательных стандартов и опасения противников новых ФГОС, что новая версия станет имитацией системных знаний и проверки их качества. И главных их аргумент опирается на то, что Нацпроект «Образование» разработан с учетом материальных и технических потребностей для обновления и усовершенствования системы, с поэтапным внедрением. Собственно, новые стандарты призваны обеспечить контроль качества всех преобразований. На эти цели из бюджета, выделено 784,5 млрд. рублей. Отметим, что такая огромная сумма, подчеркивающая государственную значимость отрасли, выделена на развитие образовательной системы впервые в истории российского государства. Еще одним аргументом в пользу "полезности" новых дополнений ФГОС начального и общего образования является тот факт, что ежегодные проверочные работы, проводимые Рособрнадзором, регулярно сравниваются по качеству образования с международными стандартами. Кроме того, регулярно проводятся исследования, в которых выступает координатором, например, Организация экономического сотрудничества и развития, а по их итогам проводятся корректировки в институтах Министерства просвещения. Напомним, что большая роль в реализации проекта «Образование» отводится учителю, и новые ФГОС совершенно не лишают его возможности проявить творческие способности, потому что даже на базе единой программы можно построить интересный урок. Когда цель понятна, остается работать над ее достижением.

Грядут новые ФГОС: какие изменения ожидаются в школах?
© Навигатор образования