Войти в почту

«Образование – это не услуга! Это служение, призвание, миссия»

Сегодня гость нашего проекта «Большая перемена» – директор школы №1 имени А. С. Пушкина Верхней Салды Елена Самсонова, которая поделилась с «АиФ-Урал» своими мыслями по поводу прошлого, настоящего и будущего. Гимн наизусть Помню себя первоклассницей – девочка с косичками, с большими бантами, очень скромная, боявшаяся поднять на уроке руку, даже если знала ответ. Я, дочь военного, училась в школе посёлка городского типа Тикси Якутской АССР (нынешняя Республика Саха), это Крайний Север. Посёлок представлял собой морской порт, в нём была хорошо развитая инфраструктура и очень интересная «подборка» населения – люди из разных краёв нашей великой страны. Мои родители работали в полярной геокосмофизической обсерватории – филиале Института космофизики и аэрономии Якутска. Все 10 классов я училась в Тиксинской средней общеобразовательной школе №1. Она была большая: так, в нашей параллели было четыре десятых класса. Для сравнения, в школе, которую я возглавляю, один десятый класс. Кстати, есть что-то судьбоносное в том, что сегодня я работаю тоже в школе №1, только другого города – Верхней Салды. Помню, как непросто было вступить в комсомол: мы сдавали своего рода экзамен, нам задавали всевозможные вопросы, в том числе «как начинается второй куплет нашего государственного гимна?» – мы его учили, помнили от и до все слова. Сегодня попроси школьника рассказать текст гимна Российской Федерации, вряд ли что-то услышишь. Кстати, как нас принимали в пионеры, я тоже очень хорошо помню, мы тогда были самые счастливые люди на свете. И, надо сказать, я с достоинством носила пионерский галстук. Я благодарна всем педагогам, которые в разные периоды помогали мне выстраивать жизненный путь. Признательна своему учителю химии и биологии Тамаре Васильевне Энгиноевой, в первые годы работы (я получила диплом учителя химии и биологии) я даже ловила себя на том, что невольно копировала её манеру преподавания и общения с учениками. Конечно же, я благодарна Курганскому государственному университету, в котором училась. Мой куратор группы Валентина Васильевна Мыльникова – это очень строгий, справедливый, ответственный человек, внимание и заботу которого мы чувствовали постоянно. Потом, уже в профессиональной жизни, многих людей я могла бы назвать своими учителями. В том числе и начальника управления образования Верхнесалдинского городского округа Веру Василь­евну Скоморохову – она мне очень много дала, многому научила. Системность в работе, умение анализировать, экспертное оценивание – это и многое другое я приобрела благодаря ей. Очень важно, чтобы рядом с молодыми педагогами были опытные, неравнодушные коллеги. Приходя в образование после института, начинающий учитель многого не понимает, и на этом этапе важно, как тебя поддерживают, как сопровождают. Поэтому сейчас, будучи директором школы, я стараюсь, чтобы все новые люди, приходящие к нам, были окружены вниманием и поддержкой. Трудяга, работяга Всегда любила играть в школу. В раннем детстве моими учениками были куклы, младшая сестра, потом мои одноклассники. Порой мне вообще не нужна была аудитория, я могла вести урок в пустой комнате. Видимо, мой профессиональный путь был предопределён. Я считаю, что самое главное для человека, решившего заниматься педагогической деятельностью, – это умение выстроить контакт с аудиторией. Отсутствие контакта – провал в профессии. Современные дети очень отличаются от тех, с которыми я начинала работать, недаром их называют «поколение Z». Думаю, мы это поколение ещё не понимаем до конца, у них совершенно иной уровень мышления. И поэтому учителю, не обладающему основами психологии, сегодня тяжело работать, ведь нужно постараться понять, как они мыслят, как воспринимают окружающий мир, как отвечают на его изменения и вызовы. Несмотря на то, что я директор школы, я продолжаю преподавать – без этого нельзя, поскольку необходимо «стоять на земле» и понимать, с кем ты работаешь. В этом залог успешного руководства образовательной организацией. Так вот, для меня задача номер один – мотивировать на обучение. К сожалению, сегодня немало ребят, которые не хотят ничего делать, эта проблема стоит очень остро. Зачем нам науки естествознания – химия, физика, биология? Я всегда говорю ребятам, что все мы сталкиваемся с живыми организмами, веществами, всевозможными явлениями и так далее. И как же можно жить в этом мире, ничего об этом не зная? Поэтому, когда я начинаю уроки химии для базовой группы, которой этот предмет «до фонаря» (они после школы продолжат обучение по другим направлениям), я говорю: «Как современные люди, вы должны иметь представление о том, с чем так или иначе будете соприкасаться, я имею в виду вещества, которые нас окружают». Директор школы сегодня, да, менеджер, но по большому счёту он трудяга, работяга, универсал. Он должен разбираться во всём: от функционала уборщицы до функционала всех своих замов. Кроме того, директор – это учитель учителей, поэтому, я считаю, он обязан вести педагогическую деятельность. Если директор не работает с детьми, он перестаёт понимать их проблемы. Для детей директор и его замы – это не «палка» и не «ремень», а собеседники, которые в первую очередь хотят их выслушать, услышать и понять. Надеюсь, в моей школе это так. Во всяком случае, как-то один из чиновников сказал: «В вашей школе детей «облизывают». Да, это правда. Мы определили свою миссию: «С каждым как с избранным». Слышать тех, кто «на земле» Образование – это не услуга! Это служение, призвание, миссия. Оказанию услуги можно научить любого человека, а к служению в качестве учителя человек приходит путём великого труда. Если бы министром просвещения была я, прежде чем принимать какие-то решения и затевать реформы, я бы прислушалась к педагогам, работающим «на земле» – в провинции, в регионах. Сегодня на нас обрушивается огромное количество реформ, которые необходимо стремительно внедрять. Это невероятно тяжело, мы все находимся в стрессовом состоянии. Кроме того, многие реформы не решают тех глубинных проблем, которые существуют в школе. А чтобы знать эти проблемы, нужно чаще бывать в обыкновенных школах, прислушиваться к мнению педагогов. И уже на обобщении этой информации строить реформы. Отдых для меня – это путешествия. Время от времени стараюсь себе это позволять. Очень люблю Кавказ, побывала практически во всех кавказских республиках. Свои любимые места есть и в Чехии, Польше, Германии, Прибалтике, Финляндии. Мечтаю побывать в Армении. Люблю активный отдых, даже в отпуске мы с мужем встаём рано и сразу куда-то бежим. При этом свой отпуск я планирую очень чётко, даже в том, что касается каких-то мелочей. Я нахожу вдохновение в творчестве, с детства люблю делать что-нибудь своими руками. Занимаюсь вышиванием, бисероплетением, причём на профессиональном уровне. Мои работы даже участвуют в выставках. Мой любимый праздник – Новый год, потому что собирается вся семья, мы обсуждаем какие-то вопросы, строим планы. Увы, не часто есть возможность собраться всем вместе, а Новый год – это как раз такой случай.

«Образование – это не услуга! Это служение, призвание, миссия»
© АиФ Урал