Ольга Цыганкова: "Проект "Гимнастика в образовании" - как путь к успеху каждого ребенка
5 и 6 декабря в Москве состоялось VI Всероссийское совещание работников дополнительного образования детей, которое было подготовлено Министерством просвещения Российской Федерации в целях обеспечения единой принятой государственной политики. Участниками Совещания стали представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, воспитания, культуры, физической культуры и спорта, детского отдыха, педагоги и руководители организаций дополнительного образования, а также общеобразовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Свой опыт представили организации, известные не только в нашей стране, но и в мире, - Детский музыкальный театр "Домисольки", "Международная Академия спорта Ирины Винер", а также школы с интересным опытом воспитания детей "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации", "Класс-центр". Эксперт "Российского Стадиона" директор АНОДО "Международная Академия спорта Ирины Винер" Ольга Цыганкова выступила с докладом о занятиях физической культуры в детском саду и школе. Ольга Дмитриевна Цыганкова, к.э.н., директор АНОДО "Международная Академия спорта Ирины Винер", член Исполкома Всероссийской федерации художественной гимнастики, член общественно-делового совета по национальному проекту "Демография", член рабочей группы "Здоровый ребенок" Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства. - Уважаемые коллеги! Уважаемые родители! Давно хотела поделиться нашим видением и опытом работы с детьми, обращаясь к вам. Мы часто выступаем на различных площадках, демонстрируя возможности гимнастики и результаты детей, занимающихся по программам Ирины Александровны Винер-Усмановой. Такая возможность представилась в очередной раз в рамках VI Всероссийское совещание работников дополнительного образования детей. Программы под редакцией Ирины Александровны Винер-Усмановой уникальны как по своему содержанию, так и по выполнению задач преемственного образования в сфере физической культуры. Это было продемонстрировано воспитанниками Академии и школьниками московской общеобразовательной школы № 705. Образовательные программы дошкольного образования "Основы физического воспитания в дошкольном детстве", начального общего образования "Физическая культура. Гимнастика" 1- 4 класс, дополнительного образования "Гармоничное развитие детей средствами гимнастики", - тот рабочий инструмент педагога, который позволяет добиться не только успеха гармоничного развития личности и физического совершенствования ребенка, но и спортивных результатов некоторых из них. Заместитель директора по начальной школе 705 Кравчукова Светлана Ивановна высоко оценила работу Академии в рамках дополнительного образования: "Деятельность Академии в рамках образования позволяет не только совершенствовать физическое развитие детей, но и воспитывать лидеров нашего общества, патриотичных, грамотных, здоровых, пытливых и умных граждан нашей страны. Анализируя результаты обучения детей, занимающихся в классе с углубленным изучением художественной гимнастики, а такой класс мы набираем уже четыре года подряд, можно констатировать высокий уровень успеваемости и снижение уровня заболеваний детей вдвое по сравнению с другими обучающимися. " Открытый урок на базе московской школы 705 в рамках VI Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей, подготовленный Международной Академией спорта Ирины Винер, провели: мастер спорта, тренер-преподаватель Академии Наталья Мухортова; мастер спорта, тренер-преподаватель Академии Анастасия Гусарова; к.м.с, учитель физической культуры в классах с углубленным изучением художественной гимнастики школы 705, тренер-преподаватель Академии Анастасия Минина. Своими знаниями и умениями поделилась заслуженный мастер спорта России, член сборной команды по художественной гимнастике, олимпийская чемпионка Вера Бирюкова. Гости, приехавшие из Республики Башкортостан, Республики Алтай, Белгородской области и Астрахани так сформулировали свой отзыв об увиденном на открытом уроке: "Участники Всероссийского совещания работников дополнительного образования выражают огромную благодарность за презентацию уникального опыта по реализации дополнительной общеобразовательной программы по гимнастике. Получили истинное удовольствие от выступлений детей, работы педагогов. Замечательный опыт сотрудничества образования и спорта. Успехов Вам, коллегам, вы делаете огромное дело! Растите и воспитываете наших детей в любви и гармонии. Огромное спасибо за радушный прием." Физическое воспитание, одно из важнейших направлений физической культуры, как части общей культуры человека. Современная жизнь диктует необходимость внедрения системных решений при достижении цели физического воспитания для формирования и поддержания здоровья, здоровых привычек и гармоничного развития личности. Научный прогресс с внедрением в жизнь цифровых технологий дает возможность детям с раннего возраста доступно получать развлечения и информацию. Привязанность к виртуальным развлечениям можно компенсировать только привязанностью к регулярному выполнению физических упражнений и это, прежде всего, упражнения гимнастики. Гимнастика обладает уникальной силой формирования и поддержания здоровья, она доступна для всех медицинских групп, для всех возрастов. Гимнастика, в силу своего физического воздействия на организм, представляет собой естественную возможность привыкания к выполнению физических упражнений. Большая часть родителей задумываются о том, в какой вид спорта отдать своих детей. Прежде всего, все дети должны заниматься гимнастикой. Образовательные программы под редакцией И.А.Винер-Усмановой дают возможности для всех детей получить знания и умения выполнять упражнения гимнастики, а это путь к здоровью. Учебный предмет "Физическая культура" входит в число обязательных учебных предметов. А, значит, главным в истории успеха каждого ребенка стоит урок физической культуры. И не только, как основа формирования и поддержания здоровья, но и как учебный предмет, обладающий уникальными возможностями широких метапредметных связей. Нет ни одного другого учебного предмета, кроме "Физической культуры", который так важен для хорошей обучаемости. Это связано с физиологическими особенностями. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, ускоряются зрительно-двигательные реакции. Физическая культура выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. Вместе с тем, нет ни одного другого учебного предмета, который может нанести ущерб обучающемуся при неправильном преподавании. А, значит, образовательные программы данного учебного предмета должны быть научно-обоснованы и соответствовать сенситивным периодам развития, а педагоги должны быть квалифицированно подготовлены. Преемственные образовательные программы под редакцией Ирины Александровны Винер-Усмановой для дошкольного, начального общего образования созданы и успешно реализуются в детских садах и школах. Программы сопровождаются учебно-методическим комплексом, который выпускается издательством "Просвещение", учебник "Физическая культура. Гимнастика" входит в приказ Министра просвещения "О перечне учебной литературы, рекомендованной для использования в общем образовании". Новые измененные стандарты начального образования, которые были одобрены Советом по федеральным образовательным стандартам 28 ноября 2019 года, обеспечивают динамику развития моторики, гибкости, координационных способностей детей, и основным базовым средством достижения является гимнастика. Преемственность в дошкольном и начальном общем образовании гимнастики, открывает путь к успеху каждому ребенку. Конечно, не все продолжат заниматься гимнастикой. Но, гимнастика позволит получить базовую физическую подготовку, которая пригодится и в любимом увлечении, и в спорте. Гимнастика создаст тягу к получению физических нагрузок, привычку регулярно выполнять физические упражнения. Здоровье в жизненном успехе очень важно, поэтому передав знания о правильном выполнении упражнений гимнастики для развития физических качеств и способностей, мы формируем, сохраняем здоровье, физически совершенствуем детей и закладываем здоровые привычки на всю оставшуюся жизнь. Дополнительное образование раскрывает дополнительные возможности. В рамках дополнительного образования специалисты могут дать детям больше навыков и умений по физической культуре, и дети могут заниматься по программам, позволяющим физически совершенствоваться, долгие годы, даже не интересуясь спортом, а могут заняться спортом и получить отличную спортивную подготовку. По образовательной программе Ирины Александровны Винер-Усмановой "Гармоничное развитие детей средствами гимнастики" дети начинают заниматься с трех лет. Вначале это упражнения для формирование стопы, осанки через игровые задания, обучение правильному хождению, бегу. Костная система организма в этом возрасте только формируется и в этот период важно помочь ей сформироваться правильно. Постепенно включаются упражнения с гимнастическими предметами скакалкой, мячом для развития моторики и координационных способностей, даются знания и умения танцевальных шагов, игровые задания на воображение, внимательность. С 6 лет дети могут выбрать вид спорта. Любой. Гимнастика позволяет получить те физические качества, которые важны для большинства видов спорта. В этой связи вновь мы вновь говорим о одной из главных задач - повышение квалификации специалистов и получение ими дополнительных компетенций. Хочу отметить, что под редакцией И.А.Винер - Усмановой разработаны программы дополнительного профессионального образования и для воспитателей детских садов, и инструкторов физической культуры дошкольных учреждений, и для учителей физической культуры, и для тренеров по художественной гимнастике. Важным является и обучение детей танцевальным движениям, хореографии и Академия предоставляет возможности обучаться на курсе заслуженной артистки России, главного хореографа Москомспорта Инны Гинкевич. По всем этим программам можно пройти обучение, загляните на страничку http://academyviner.com/zdorovye-deti---zdorovaya-rossiya и запишитесь на курс . Хочу обратить внимание, что пройти обучение можно и он-лайн https://pushkininstitute.ru/external_courses/318, а договор-оферта размещен на портале https://zakupki.mos.ru/ (договор-оферта № 2852080-19 "Курсы Дополнительной профессиональной Программы в сфере физической культуры (он-лайн)". Попробовать свои силы может каждый, а получить удостоверение о прохождении курса могут те, у кого высшее образование соответствует специальности педагога, тренера, тренера-преподавателя. Теперь немного о новой государственной политике. К настоящему моменту произошло много положительных изменений в государственной политике, направленных во благо гармоничного развития детей, на благо развития физической культуры и спорта. В работе по анализу и обобщению предложений экспертов России и подготовке основного доклада к Совету при Президенте Российской Федерации, по поручению Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина принимала участие Президент Академии, Герой Труда России, профессор Ирина Александровна Винер-Усманова. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в целом сегодня сформирована и направлена на достижение целей оздоровления жителей нашей страны и создания условий для благоприятного воспитания маленьких граждан, т.е на сохранение и приумножение главного богатства - граждан нашей страны . 28 ноября Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения России рассмотрел и одобрил обновлённые стандарты общего образования. Это ключевой документ, отображающий суть школьной программы, на который ориентируются все школы и педагоги страны. Физическая культура в начальной школе ( ФГОС НОО), наконец, станет временем обучения детей тем навыкам и умениям, которые соответствуют сенситивным периодам их развития и одними из основных результатов этого учебного предмета в начальной школе станет динамика развития физических качеств и способностей детей. Достичь эффективности этих результатов рекомендуется упражнениями гимнастики, которые формируют базу, обеспечивают условия дальнейшего физического совершенствования. Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева подчеркнула, что "работа над обновлёнными стандартами, их претворение в жизнь" являются ключевой задачей. Мода на спорт, благодаря большому вниманию со стороны государства, распространяется в нашей стране. Национальным проектом "Демография" и "Образование" заложены серьезные финансовые средства на строительство спортивных залов, спортивных площадок. Ну, а пока, к большому сожалению не везде есть возможность заняться спортом. Вместе с тем, везде есть детские сады и общеобразовательные школы, а в них есть места для занятий физической культурой, спортивные залы. Образовательные программы дошкольного, общего образования обязательны для всех обучающихся детей и учебный предмет "Физическая культура" входит в число обязательных учебных предметов. А, значит, главным в истории успеха каждого ребенка стоит урок физической культуры. И не только, как основа формирования и поддержания здоровья, но и как учебный предмет, обладающий уникальными возможностями широких метапредметных связей. Успех ребенка формируется в победах, которые закаляют, развивают лидерские качества, воспитывают ответственность. И, прежде всего, это победы над собой. Дополнительное образование невозможно отделить от общего образования. Занятия физической культуры в детском саду и школе - это начало пути каждого ребенка в нашей стране. Именно в дошкольном и начальном общем образовании закладываются привычки детей, формируется жизненная философия, проявляются их способности и таланты. Дополнительное образование глубже раскрывает способности детей, а значит формирует их успешный путь по жизни! Присмотритесь внимательнее к дополнительному образованию детей и сделайте мир лучше!