Войти в почту

Среднему классу пообещали безработицу и смерть

Отучиться в Гарварде, не вставая с дивана, — уже не фантазия, а вполне реальность. Ведущие университеты мира все активнее уходят в Сеть, делая образование более удобным, а главное, дешевым. Последнее нередко становится поводом считать дистанционное обучение с помощью гаджетов уделом развивающихся стран, где молодежь попросту не может позволить роскошь живого общения с профессурой. Однако разделение на офлайн и онлайн вовсе не является критическим для вузов будущего, а реальная трансформация вообще происходит в иной плоскости, заявили участники конференции «Цифровая экономика: труд и человек» в рамках VI Международного форума Финансового университета. Вместо того чтобы всеми силами отстаивать ценности очного образования, стоит иначе выстраивать логику учебного процесса, готовить специалистов еще не существующих профессий и учиться конкурировать с роботами. Прогнозы бессмысленны В будущем не окажется никакого единого образования, а пытаться сформировать его — бесполезно, уверен директор Школы перспективных исследований ТюмГУ Андрей Щербенок. В условиях стремительного технологического прогресса это просто пустая трата времени. Так, очень высокой стала и скорость внедрения изобретений: если 50 лет назад путь от изобретения до внедрения продукта занимал 10 лет, сегодня это уже год. «Мы попросту не знаем, какие технологии и продукты появятся завтра», — говорит генеральный директор SAP CIS Андрей Филатов. При этом образование вовсе не обязательно полностью уйдет в цифровой формат. Чтобы оставаться конкурентоспособными, вузам необходимо быть очень гибкими и постоянно меняться, перестраиваться в поисках все новых ниш. Например, в Школе перспективных исследований нет традиционных дисциплинарных департаментов (кафедр) и изолированных сообществ социологов, экономистов или биологов. «Вместо этого у нас есть мультидисциплинарные исследовательские проекты, профессора легко уволить и принять на работу, и мы можем трансформировать наши цели и процессы образования очень быстро», — говорит Андрей Щербенок. Не голограмма, а коуч Цифровизация образования не устранит преподавателей, но им предстоит серьезно изменить как формат передачи знаний, так и переосмыслить свою роль в учебном процессе. Увы, сегодня российский профессор в большинстве случаев с цифровым образованием конкурирует слабо, оставаясь его плохой копией. «Он просто читает поточные лекции, только хуже, чем профессор из Гарварда в курсе с интерактивом в интернете», — говорит Андрей Щербенок. Между тем в условиях доступности информации все большую ценность обретает не сама передача знаний, напоминает Андрей Филатов. Спрос есть не столько на сами знания, сколько на способность их получить, на «умение учиться». «Профессор, возможно, и не будет поставщиком контента для студентов, но точно будет проводником, который обучит его работе с информацией», — уточняет он. По крайней мере, в этой роли компьютер в обозримом будущем вряд ли сможет заменить человека. «Середнячки» обречены Алгоритмический ИИ в любом случае будет кооптирован бизнесом и без сомнения начнет вытеснять с рабочих мест живых людей. Прежде всего под угрозой окажется средний класс. Речь идет о рутинных, повторяющихся операциях, которые может выполнить робот. В результате в будущем люди смогут получить или низкоквалифицированную работу, от официанта до грузчика, или же будут востребованы как супераналитики. Обычные, «средние» компетенции на рынке труда неминуемо постигнет алгоритмизация. «Цель нашего учебного учреждения состоит в том, чтобы студенты попали в число последних, получив образование у нас. Просто окончить средний университет и стать средним специалистом не получится, средний класс исчезает», — полагает Андрей Щербенок. Учеба на всю жизнь Определить, какие именно профессии будут востребованы в будущем, непросто, а может быть, и не нужно. Скорее стоит говорить не о профессиях, а о наборах компетенций под разные задачи. Последние, кстати, со временем могут изменяться; «пересобираться» как конструкторы будут и компетенции, а человек начнет обучаться всю жизнь. «Предполагается, что люди будут следить за ситуацией на рынке труда, проактивно относиться к ней, думать, как дальше развивать карьеру», — говорит главный редактор проекта «Атлас новых профессий» Дарья Варламова. Очевидно, для этого образование должно стать еще и мультидисциплинарным — конкурентоспособного экономиста недостаточно обучать исключительно экономике. Но главное, образовательный процесс должен стать для студентов трансформационным опытом, то есть окончив вуз, студент должен стать иным человеком. Помимо прочего, образовательной системе стоит прислушиваться к сигналам от работодателей, которые смогут формировать запрос на компетенции. Например, уже сейчас компания SAP совместно с одним из вузов готовит программу по подготовке специалистов по изучению клиентского опыта в цифровой среде, а также внутреннего опыта сотрудников компаний, или experience-менеджеров. Новая элита — постановщики задач Цифровая трансформация и все более широкое внедрение машинных систем в рутинные процессы неминуемо обернутся кардинальными переменами самой роли работающего человека. Эти процессы уже происходят на рынке. Как уточнила начальник департамента кадровой политики Пенсионного фонда России Юлия Корякина: «Человек перестает быть носителем трудовой функции или действия. Вместо этого он должен стать постановщиком задачи (к примеру, для систем искусственного интеллекта — ред.), расчетчиком вариаций и анализатором рисков по внедрению последних», — отмечает проблему Юлия Корякина. Именно в этой глобальной трансформации пока мало кто отдает себе отчет, в том числе на стороне образовательных учреждений, которые попросту не готовят подобных специалистов. «На рынке есть большое количество людей, которые знают, как выполнить свои функции, но нет тех, кто умеет поставить задачу, правильно задать вопрос, верно оценить риски и вариативность», — говорит Юлия Корякина. Задачей образования будущего станет подготовка как раз таких специалистов. Автор: Ольга Блинова

Среднему классу пообещали безработицу и смерть
© Инвест-Форсайт