Как рассказал корреспонденту «Свободных» председатель правления банка «Агророс» Дмитрий Кондрацков, EduScrum была создана голландским учителем Вилли Вейнандсом, преподавательский стаж которого составляет уже более 40 лет. Он создал эту методику в 2011 году, когда его родственник из IT-сферы рассказал ему о применении проектной работы в его компании. Суть eduScrum проста – школьникам предоставляется возможность самоорганизации в процессе обучения. Образовательный процесс получается двунаправленным – система даёт возможность большего взаимодействия между педагогом и учениками. Обучение ведётся в группах, которые учатся самостоятельно ставить себе задачу и решать её, обучающиеся сами выбирают лидера группы. Учитель при сохранении классической роли лектора выступает ещё и наставником, именно он координирует работу учеников и направляет их. Эта методика уже является основной в Германии, Нидерландах и США. В России система реализуется в Екатеринбурге, Москве, Петербурге, Нижнем Тагиле и Саратове. Банк «Агророс» является спонсором программы и генеральным партнёром мероприятия неслучайно – бизнес заинтересован в изменении подхода к образованию в России. «Сейчас выпускников школ и институтов приходится переучивать и готовить к работе в новой программе, они привыкли к работе в иерархической структуре, гибкая система управления им неизвестна», - отметил Кондрацков. Тренер по eduScrum в России Екатерина Бредихина рассказала, как эта методика стала популярна по всему миру: «Создатель системы Вилли Вейнандс ещё до знакомства со Scrum уже применял основные принципы системы – делил школьников на команды и давал им проектную работу. Так что педагог просто объединил свой опыт преподавания с основными принципами методики. Такой подход быстро вызвал интерес у других учителей его школы, а затем и всех нидерландских преподавателей. Сейчас Вилли уже обучает методике EduScrum учителей со всего мира. Год назад он побывал с тренингом и в России, так появилась российская команда, теперь тренеры ездят по стране и обучают учителей. Екатерина Бредихина EduScrum отличается гибкостью – конечно же, в каждой стране есть своя специфика обучения, если какой-то из принципов системы не даёт обратной связи среди учителей и обучающихся, то в него просто вносятся изменения. Перестраивать всю систему образования или радикально менять методику не требуется. Поэтому система очень быстро начинает работать в любой стране. И методисты, и применяющиe eduScrum педагоги отмечают, что система отлично укладывается в российскую правовую базу. Принципиальное отличие от классической формы обучения в следующем: раньше учителя, по сути, читали лекции, а в новой системе учитель даёт проектные работы ученикам, которые они выполняют. Это помогает сформировать в детях лидерские качества, умение выполнять поставленные задачи в команде. Кроме того, это повышает мотивацию учеников. В новой системе ученики должны сами искать необходимую информацию, конечно, учитель по-прежнему выступает в роли лектора, но это уже не основная его работа и задача». Никита Муковозов второй год ведёт уроки по русскому языку и литературе по новой системе в школе №95. Он тоже отметил, что система никак не противоречит российским стандартам образования: «Система полностью соответствует российским ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты – ред.). По законам об образовании учителя, по сути, должны были применять методики, совпадающие с основными идеями EduScrum, но в условиях действующей образовательной системы, классической работы «за партой» эти принципы были малоприменимы. Во ФГОС было прописано, что школа должна воспитать человека, способного самостоятельно поставить себе цель и достичь её, но сделать это в рамках программ и учебников, предложенных министерством образования, достаточно сложно. То есть, новая система помогает реализовать предписания министерства образования, а не мешает им, в чём любят обвинять любые инновационные программы критики и консерваторы. Никита Муковозов Основная проблема в использовании системы в том, что далеко не все учителя готовы работать по-новому. Прежде всего, придётся смириться с шумом на уроке, ведь ученики должны постоянно общаться между собой и с самим педагогом. Конечно же, для многих учителей это абсолютно неприемлемо – они привыкли работать при идеальной тишине в классе. Мне и самому было сложно привыкнуть к «шумному» уроку, а ещё это очень энергозатратно, например, у меня есть день, когда я провожу четыре урока подряд по новой системе, а после ещё и два обычных урока – это действительно очень сложно. Несмотря на то, что у учеников появляется большая свобода в обучении, всё равно приходится готовить материал и направлять работу детей в необходимое русло. Результат есть, получается заинтересовать учеников, это же отмечают и родители. Бывает, что и школьники критически воспринимают новую методику, ведь она предполагает их вовлечённость и собственную работу, для многих формат «учитель рассказал – мы послушали» намного привлекательнее, на первых порах обсуждать со мной литературное произведение были готовы три-четыре ученика из всего класса». Преподаватель Саратовского социально-экономического института тренер компании T-Agile Екатерина Падалка внедряет новую систему в «Экономе». «По такой же методике я провожу занятия со студентами. Удаётся добиться большей вовлечённости. И среднее, и высшее образование сейчас достаточно бюрократизировано. Прежний формат преподавания не интересен детям поколения Z (молодёжь, родившаяся в конце 90-х или начале нулевых). Такой материал, по сути, не носит прикладной характер, но когда я изменила форму подачи материала, студенты стали более мотивированы, они стали понимать, где именно они смогут применить эти знания и навыки. Кроме того, так студенты учатся работать в команде, критически мыслить, они становятся более креативными. Такого результата классические методики не дают. Думаю, система обязательно приживётся в России, она помогает выстраивать партнёрские взаимоотношения с педагогом вместо иерархических. Всё это очень нужно людям, желающим достичь успеха в быстро меняющемся современном мире. Работодатели тоже, конечно же, заинтересованы в том, чтобы ВУЗы выпускали специалистов, обладающих всеми этими компетенциями». Екатерина Падалка Дмитрий Кондрацков считает, что благодаря этой программе, школы, а вслед за ними и вузы будут выпускать подготовленных специалистов, готовых к жизни и работе в непостоянном современном мире. «Пока что у ряда школ есть скептицизм по отношению к системе, потому что у них существуют собственные методики преподавания, и они не готовы их менять – это, например, физико-технический лицей и лицей математики и информатики, хотя отдельные педагоги из этих школ присутствуют на мероприятии. Активно же с нами работают лицей-интернат естественных наук, лицей гуманитарных наук и, конечно, школа № 95, на базе которой и проводится тренинг. По этой методике уже начинают работать Эконом и РАНХИГС, есть интерес к программе и в СГУ. В любом случае, этот тренинг даст бесценный опыт всем педагогам, а их выпускники станут конкурентоспособными людьми. Как раз это – самое важное», – подытожил Кондрацков.