Восемь важных тенденций в бизнес-образовании будущего
Современный деловой мир динамичен и сложен. Стремительно меняющиеся демографические показатели и технологии приводят к возникновению новых компаний и целых отраслей и исчезновению других. Бизнес‑образование, безусловно, будет играть не последнюю роль в этой изменчивой среде, так что уже сегодня учебным заведениям стоит обратить пристальное внимание на восемь ключевых тенденций в этой области и подготовиться соответствующим образом. Как именно использовать новую линейку возможностей, решать бизнес‑школам; однако очевидно, что упускать их нельзя. Учиться всю жизнь Увеличение продолжительности жизни расширяет и сроки профессиональной активности. Образование, полученное в юности до поступления на работу, больше не обеспечивает всю дальнейшую карьеру. В современных условиях непрерывное обучение на протяжении всей жизни становится насущной необходимостью как для работника, так и для работодателя. Как совместно с исследовательско‑консультативной группой HCM выяснила Ассоциация по развитию университетских бизнес‑школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business, AACSB), обучение на протяжении всей жизни не только повышает удовлетворенность и вовлеченность сотрудников, способствует их удержанию на рабочих местах, но также позволяет предприятиям более чутко реагировать на быстро меняющиеся условия. Чтобы соответствовать запросам профессионального и отраслевого развития, бизнес‑школы должны изначально рассматривать своих студентов и выпускников в контексте непрерывного учебного процесса, постоянно предоставляя им возможности для повышения квалификации. Да и сами преподаватели бизнес‑школ должны постоянно учиться, не отставая от новых технологий и новых компетенций, которые требуются их студентам. Наконец, задача бизнес‑школ — привить учащимся умение мыслить категориями развития, подготовить их к тому, чтобы они могли учиться всю жизнь. Партнерство между вузами и бизнес‑сообществом Преподаватели и научные сотрудники вузов имеют ценные наработки в области методологии исследований и педагогики, тогда как представители бизнеса лучше представляют, какие именно знания, навыки и способности необходимы для достижения успеха в современной профессиональной среде. Не следует рассматривать эти две группы изолированно друг от друга. Наоборот, партнерство между бизнес‑образованием и бизнес‑сообществом способно эффективно решать самые сложные проблемы отрасли и общества в целом. Последовательное активное взаимодействие между бизнес‑школами и ведущими представителями бизнеса поможет постоянно совершенствовать учебные планы и образовательные программы для удовлетворения запросов современных учащихся, работодателей и общества. Преподаватели бизнес‑школ должны быть активными участниками таких партнерских отношений, привнося свои знания и опыт в решение различных вопросов. Учащимся же пойдет на пользу опыт работы над реальными проблемами и задачами. Активное обучение В нынешнее время знания — это ценный ресурс. Google может ответить даже на сложные вопросы. Наиболее успешные работодатели развивают у своих сотрудников критическое мышление и навыки командной работы, что лучше всего достигается через активное решение задач с помощью навыков анализа и обобщения. Бизнес‑школы должны включать активное обучение в свои учебные планы и программы, а преподаватели должны применять данный подход для достижения высочайших результатов обучения. Чтобы овладеть данными навыками, сами студенты тоже должны участвовать в процессе, проявляя энтузиазм и пытливость. Внедрение технологий Технический прогресс в значительной степени преобразует трудовые ресурсы. Автоматизация и искусственный интеллект повышают качество работы в одних профессиях и вытесняют другие. Специалисты должны идти в ногу со временем не только для того, чтобы пользоваться всеми преимуществами высоких технологий, но и чтобы оценить дальнейшие перспективы своей карьеры и сферы деятельности в целом. В обзоре AACSB за 2018 год говорится о потенциальной пользе цифровой реальности для бизнес‑образования. Среди преимуществ — возможность стимулировать творческое обучение, повысить доступность образования и дополнить существующую традиционную практику. Внимательно изучив и подобрав подходящие технологии для конкретного учебного плана, можно повысить уровень бизнес‑школ, но и преподавателям необходимо осваивать эти технологии, использовать их как в методической работе, так и в учебном процессе, чтобы не допустить отставания. Использование технологий найдет отклик у студентов и мотивирует их к поиску новых сфер применения собственных образовательных и карьерных преимуществ. Междисциплинарность В AACSB мы считаем, что междисциплинарная работа как в образовании, так и на производстве имеет ключевую важность. Комплексные задачи бизнеса и общества не решаются в изоляции. Наиболее влиятельные бизнес‑школы — из числа тех, которые участвуют в проекте AACSB «Инновации, которые вдохновляют» (Innovations That Inspire), — ищут партнеров для разработки новых учебных программ, исследований, проектов и развития интеллектуального лидерства. Бизнес‑школы и преподаватели должны в первую очередь выявить проблемы, которые они хотят решить, а затем найти самых пригодных для их решения партнеров — в том числе среди других факультетов и дисциплин, чтобы выработать наиболее эффективные решения. Ставшая результатом этих усилий научная работа даст гораздо более значимый результат, а студенты смогут поучаствовать в решении реально существующих проблем. Профессионализм Бизнес — это профессия. Профессиональное видение подразумевает способность мыслить масштабно, чтобы понять, как бизнес служит обществу и повышает всеобщее благосостояние. Это требует образования, опыта и этики. Начинающие бизнес‑студенты часто являются лидерами в этом отношении; они всё больше и больше ориентируются на создание условий глобального развития и большего влияния в обществе. Бизнес‑школы должны способствовать формированию такого мышления, обучая как руководящим и управленческим навыкам, как и опыту развития чуткого отношения к моральным и этическим вопросам. Глобализация По мере того, как бизнес продолжает глобализироваться, политика правительств становится более ориентированной на национальные интересы. Эта тенденция требует наличия управленцев, способных руководить в обоих контекстах, действуя одновременно в глобальном и локальном масштабах, либо же в глобальном. Сейчас как никогда ранее бизнес‑школы должны поддерживать обучающихся и преподавателей, формируя способность к эмпатии и пониманию через взаимодействие с различными культурами, окружением и средой. Гибкость и адаптивность Наконец, последняя тенденция охватывает ответные действия на все упомянутые выше. Наша успешность будет определяться тем, как мы реагируем на изменения в сферах технологий, бизнеса и общественной жизни. Наиболее оперативно действовать будут те, кто овладел способностью к гибкому мышлению. Задавать тон начнут бизнес‑школы, сочетающие реализацию своей задачи с реагированием на внешние потребности. Сообщество, использующее новые возможности, будет стимулировать развитие гибкого мышления у преподавательского состава и подавать положительный пример студентам. Пользу работодателям принесут те, кто научился быстрой реакции на меняющиеся ожидания и добиваются успеха на фоне новых возможностей. Как уже несколько раз упоминалось в данной статье, прогресс не может происходить в вакууме. Бизнес‑школы должны рассматривать эти тенденции как новые возможности для объединения усилий со своими сообществами и факультетами, чтобы оказывать наибольшее влияние на общество. Эволюция современного делового мира — процесс увлекательный, и бизнес‑школы, преподаватели и студенты хорошо подготовлены к тому, чтобы встать у его руля. Автор: Том Робинсон (Tom Robinson), Президент и Генеральный директор самой крупной в мире ассоциации бизнес‑образования Association to Advance Collegiate Schools of Business (aacsb.edu). Английский вариант статьи