«Мам, я выучусь и стану президентом России!»
Звонок. В первом «О» классе начинается урок робототехники. Еще вчера детсадовцы играли в куклы, а сейчас — начинают знакомиться со сложным миром технологий. Пока что тоже через игру. Полуметровый робот устраивает для детей небольшое шоу: ходит, приседает, танцует, хлопает в «ладоши» и даже отжимается. Преподаватель Алексей Ширин управляет им с дистанционного пульта. Первоклашки завороженно наблюдают за «концертом», а после его завершения даже аплодируют. — Вау! А можно его домой забрать? — наивно спрашивает одна из учениц. Забирать роботов, конечно, не дают. Но со временем ребята научатся делать их здесь самостоятельно. В этом году в Ставрополе открылась средняя общеобразовательная школа № 50 — самая большая на всем Северном Кавказе, в которой, как уверяют педагоги, будут готовить «людей будущей России». Как таковых будут учить, разбирался наш корреспондент. «Я строила киборгов, но они часто ломались» Сейчас классы робототехники в школе — факультативные. Но со следующего года преподаватели Алексей Ширин и Сергей Башкатов надеются внести их в основной учебный план. — Такие уроки станут пропуском в разные профессии — от IT-специалистов до художников, — говорит Ширин. — Роботехника прочно связана с другими науками: математикой, информатикой, физикой. Так что у детей разовьется пространственное, аналитическое и технологическое мышление, а это в жизни пригодится. Педстаж у Алексея Ширина — 14 лет. Раньше он преподавал в разных школах, специализируется на мехатронике, компьютерной графике и дизайне. Его коллега Сергей Башкатов — инженер связи. Сейчас в магистратуре получает еще и педагогическое образование по специальности «Информационные технологии». Пока мы беседуем, в класс заглядывают еще двое учеников: мальчик и девочка. На бейджах значится: «Даниил (7 класс)» и «Вероника (7 класс, замстаросты)». Ребята тоже пришли записываться на новый предмет. — Я хочу научиться создавать умные машины, которые полетят в космос, — сходу заявил Даниил. — Когда мы лучше освоим искусственный интеллект и передовые технологии, то сможем отправлять «человеческих» роботов на Марс и другие планеты. Вероника и вовсе оказалась не новичком в робототехнике: раньше школьница посещала аналогичные занятия на Урале, откуда ее семья в этом году переехала в Ставрополь. — Я строила киборгов, но они часто ломались, — говорит девочка. — Вот хочу их усовершенствовать. В школе робототехника — вовсе не единственный «необычный» предмет. Детей учат грамотно играть в шахматы и преподают основы метеонаблюдения на уроках «Окружающего мира». Здесь даже есть своя метеостанция. Со следующего года старшеклассникам начнут преподавать финансовую грамотность и обучать предпринимательской деятельности. Кто-то даже попробует силы в телевизионной журналистике, благо для создания студии имеется все оборудование: видеокамеры, микрофоны, монтажные станции и осветительная техника. Риану — в президенты Самая большая школа на Кавказе находится на окраине Ставрополя, в строящемся микрорайоне «Солнечный круг». Рядом со зданием — собственное футбольное поле и волейбольная площадка. А вокруг — растущие как грибы многоэтажки. «Послевкусие» недавней стройки ощущается и в самой школе. Пахнет новизной и немного — шпаклевкой. Внутри очень просторно: большие коридоры, холлы, актовый зал почти на 600 человек, внушительных размеров библиотека, правда еще не до конца заполненная. — Все это, безусловно, создает особую атмосферу и настроение для школьников, — делится мама первоклассницы Нургуль Хусаинова, пришедшая встречать дочь после уроков. — Моя Риана без ума от первой учительницы Виктории Владимировны. Она каждый день рассказывает, что изучали и чем занимались. А когда мы собирались сюда 1 сентября, посмотрела на себя в зеркало и сказала: «Мам, я выучусь и стану президентом России!» Тимофея — в миллиардеры Школа пользуется популярностью. Только за одну неделю после объявления о наборе в нее записалось больше тысячи человек. Теперь здесь учатся дети не только из Ставрополя, но и края, а также других городов страны: Омска, Сочи, Петропавловска-Камчатского. Родители школьников признаются, что хотят дать детям востребованное в России образование. Прежде всего техническое. В следующем году для старшеклассников подготовят классы с углубленным изучением математики, физики, а также химии и биологии. — Конечно, социально-гуманитарную направленность тоже будем развивать, — говорит заведующая учебно-воспитательной работой Тамара Редько. — Ребята приобретут правовые и экономические знания, ведь по окончании школы они должны быть готовы к взрослой жизни. И все же оснащению кабинетов точных и естественных наук уделяется особое внимание. Так, в аудитории, где проходят биологию, появились цифровые бинокулярные микроскопы с камерой (по одному на парту). Все, что рассматривается под микроскопом, можно вывести на компьютеры учеников и интерактивную доску. Это цифровая биология. — А тут у нас индивидуальные лаборатории, — говорит учитель Анна Ежакова, гордо демонстрируя небольшие деревянные ящички. — Каждый ученик достает отсюда колбочки, спиртовку, другие необходимые предметы и проводит собственные исследования. А еще у нас есть настоящая теплица. Можно посадить что-то и наблюдать за процессом роста. Та же картина и в кабинете физики: данные, полученные с индивидуальных лабораторных наборов на партах (по электричеству, оптике и тепловым явлениям), выводятся на мониторы. Неудивительно, что именно в технических или в естественных науках стараются проявить себя и сами ученики. Ведь только так можно стать успешным и богатым, уверен восьмиклассник Тимофей. — Я не то чтобы самый умный, но обладаю знаниями в разных областях. Если человек увлекается многими вещами, то становится разносторонней личностью, — рассуждает мальчик. — А значит, больше шансов реализовать себя. Я, например, хочу стать миллиардером. И, надеюсь, старт мне даст именно эта школа, поскольку здесь педагоги стремятся преподавать, а ученики хотят учиться. Я сам в шоке: пришел сюда хорошистом, но скоро стану отличником. «От нас зависит, будет ли здесь жизнь» Директор школы Алексей Хитров до этого много лет возглавлял в Ставрополе кадетскую школу имени генерала Ермолова. Никого из сослуживцев на новое место не пригласил принципиально, решив создать команду с нуля. Но кое что из прошлого все-таки оставил: например, хранит в личном кабинете памятные сувениры — нагайку и портрет Петра I. — Может показаться, что у нас совсем нет проблем. Но это не так, — признается Хитров. — Мы пока не сформировали свои традиции. И еще у нас отсутствует четкое понимание единого знаменателя, который бы объединил интересы всех участников процесса: комитета образования Ставрополя, школьников, педагогов и родителей. Главная задача — найти такой знаменатель, чтобы интересы совпали, тогда мы сделаем учеников счастливыми и здоровыми. О том, что ученикам, педагогам и родителям придется пройти непростой период «притирки» говорит и школьный психолог Галина Кузьмина. — Коллективы создаются с нуля, что по определению очень трудно: все равно что вырастить новый живой организм. Но у нас этот процесс идет на удивление гладко, — отмечает она. Это подтвердили и результаты тестирования среди пятиклассников: 99% оказались довольны и учителями, и одноклассниками. Тем не менее психолог все равно планирует проводить для них многочисленные «тимбилдинги». Ведь люди — все-таки не роботы. И все же за месяц своего существования школа успела обрасти небольшими, но приятными традициями. Каждое утро ее директор лично встречает учеников у входа в здание и желает каждому отличного дня. Тут и кто-то из родителей напрямую может обратиться к нему с вопросом, не дожидаясь часов приема. — Здание и техника — это материальное, — объясняет концепцию Алексей Анатольевич. — А от нас, управленцев, зависит, будет ли здесь жизнь и смысл.