Кузница талантов: как готовят гениев в лучшей школе Московской области

Л. Капицы в Долгопрудном удерживает первую строчку рейтинга «100 лучших образовательных учреждений Подмосковья». Сюда едут за знаниями дети из разных регионов страны, а выпускники поступают в сильнейшие отечественные и зарубежные вузы. Как лицею удается стабильно держать планку лидера и чем живут его воспитанники, выяснила обозреватель РИАМО. Кембридж из Подмосковья Стильный, нарядный, с высокими панорамными окнами, Физтех-лицей имени П.Л. Капицы словно сошел с обложки зарубежных журналов. Воспитанники прозвали его подмосковным Кембриджем — и не зря. Здесь каждый ребенок мотивирован на успех, с раннего возраста любит и умеет учиться. Тут нет прогульщиков, зато есть юные гении, которые мечтают двигать вперед отечественную науку. Конкурс в лицее солидный. В этом учебном году преподаватели прослушали около пятисот претендентов на обучение с 8 по 11 классы, а пригласили на учебу 146. Среди поступивших на профильное обучение — будущие физики, химики, математики, программисты и биологи. Много учеников из Подмосковья. Но немало и тех, кто приехал за знаниями из столицы и других регионов России. География учеников лицея обширная — от Владивостока до Калининграда. Среди выпускников лицея больше половины поступает в МФТИ, причем практически все на бюджет, некоторые получают грант университета на обучение. Остальные идут дальше: покоряют МГИМО, МГУ, МИФИ, ИТМО (Санкт-Петербург), Высшую школу экономики… А один ученик и вовсе уехал учиться в технический университет в Австрии. Умнее ли ты пятиклассника? Школьная викторина>> В центре — ребенок Весь учебный процесс «закручен» в лицее вокруг самих школьников. Задача преподавателей — вовремя распознать способности ребенка и максимально развить их с помощью уроков, кружков и проектной работы. «Мы стремимся сделать обучение развивающим, — рассказывает заместитель директора по олимпиадному движению АНОО «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы Иван Иоголевич. — Подбираем для каждого школьника задания, лежащие в зоне его ближайшего развития. Привлекаем к проектной деятельности». Каждый проект — это настоящее научное исследование в миниатюре. Причем исследования здесь проводятся не только по профильным предметам, но и в сфере геномной инженерии, нанотехнологий и нейромоделирования. На уроках биологии ребята выращивают лишайники и проводят эксперименты с осетровыми рыбами, а в кружках по астрономии решают задачи, ведущие к пониманию современной астрофизики. Чемпионы олимпиад Отдельное место в жизни лицеистов занимает участие в олимпиадах. Достойно выступать и побеждать ребят учат в специальных кружках, где они изучают олимпиадную физику, математику, ботанику, ставят эксперименты. Результаты такой работы — налицо! Так, в январе этого года старшеклассники Физтех-лицея взяли золото на Международной Жаутыковской олимпиаде по математике, физике, информатике в Казахстане, Гран-при в командном зачете на Международной олимпиаде по экспериментальной физике в Белоруссии. А летом 11-классник Евгений Бойцов завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по астрофизике в Венгрии. С победой юношу поздравил губернатор Московской области Андрей Воробьев. «Огромная благодарность директору нашего лицея Машковой Марине Геннадьевне. Она смогла собрать такой коллектив педагогов, которые поддерживают стремления ребят, помогают направить их в нужное русло и работают с полной самоотдачей, — поделилась с РИАМО мама победителя Вера Бойцова. — Очень много делает для школьников кафедра физики. В последние годы значительно выросла лицейская база для подготовки к эксперименту. В олимпиадах по физике есть теоретический тур и эксперимент. Вот с экспериментом в основном у всех не очень, так как в школах нет лабораторий. А в лицее они есть!» Ход строительства школ и детских садов в Подмосковье>> Как на курорте Со стороны Физтех-лицей напоминает маленький город с зелеными зонами, спортивными площадками, собственным общежитием и физкультурно-оздоровительным комплексом. Для иногородних учеников в прошлом году здесь открыли современный интернат на 200 человек. Внутри него — уютные комнаты на двоих. В самостоятельную жизнь здесь принимают учеников, начиная с 8 класса. Учебный день жителей интерната расписан по минутам. Первая половина дня посвящена урокам, затем — небольшой перерыв. А с половины четвертого стартует кружковая деятельность. Дети ставят эксперименты в лабораториях, готовятся к олимпиадам и разрабатывают проекты для участия в конференциях. После ужина с ребятами в интернате работают воспитатели. Их задача — не только разбудить, проконтролировать режим дня и уложить, но и поддержать учеников морально, чтобы вдали от дома они не чувствовали себя одиноко. «К нам приезжают дети с очень высокой мотивацией к учебе и сильным уровнем подготовки. Они увлечены своим любимым предметом и часто не замечают трудностей. На каникулах многие уезжают домой — отдохнуть и повидаться с родными. А когда возвращаются, оказывается, что они уже успели соскучиться по лицею и интернату», — говорит Иоголевич. Гуглить разрешается В Физтех-лицее нет запрета на гаджеты. Более того, планшеты и телефоны активно участвуют в рабочем процессе. Школьникам разрешают гуглить ответы на некоторые вопросы и учат правильно использовать технику. В процесс обучения плотно интегрированы и соцсети: они работают для оперативного информирования учеников. «Гаджеты — это атрибут современного мира, в котором живет школьник. Есть ситуации, когда они необходимы на уроках. Благодаря электронным учебникам и планшетам школьник может постоянно иметь под рукой настоящую библиотеку», — отмечает Иоголевич. Золотой стандарт В Физтех-лицее придерживаются золотых стандартов отечественного образования и не спешат внедрять модное за рубежом веяние рассматривать какую-либо тему сразу со стороны всех наук. К примеру, в Финляндии, образование в которой считается одним из лучших в мире, недавно и вовсе отменили изучение отдельных предметов. Вместо них школьники будут исследовать события и явления в междисциплинарном формате. Так, Вторая мировая война будет рассматриваться не только с позиции исторической, но также с математической и географической точек зрения. «Безусловно, системный подход очень важен, но эта система должна опираться на прочную базу знаний по конкретным дисциплинам, — уверен эксперт. — Системный же подход наши школьники имеют возможность реализовать в проектной деятельности. Финская система образования ориентирована на создание очень благоприятной среды для пребывания школьника. Но она не ориентирована на академический характер образования и разносторонность». Как распознать талант Выпускники Физтех-лицея сдают ЕГЭ на максимальные баллы. Однако Иоголевич не советует преувеличивать роль экзамена при оценке школьного образования. «Безусловно, ЕГЭ играет судьбоносную роль в жизни школьника. По итогам экзамена выпускник поступает или не поступает в вуз, проходит на выбранную специальность или на ту, где хватило баллов. Однако надо понимать, что ЕГЭ — это разовый срез знаний, он не перекрывает всего объема школьного образования», — отмечает Иоголевич. Как отмечает эксперт, среди современных первокурсников с высоким количеством баллов всегда есть те, кто имеет полноценную базу и успешно справляется с университетской программой. Но есть и такие студенты, которым трудно на университетском уровне, потому что в выпускных классах они были сосредоточены не на получении знаний как таковых, а на том, как сдать экзамен. Чтобы вырастить из ребенка талантливого ученика, по словам Иоголевича, нужно немногое: «Залог успеха ребенка — любовь и внимание родителей. Я твердо уверен: неспособных детей не бывает. Просто способности у всех разные: одних тянет к точным наукам, другие проявляют интерес к языкам, а третьи могут похвастаться коммуникативными навыками. Главное — вовремя этот интерес распознать и поддержать». Травля в школе: как защитить ребенка от буллинга>>

Кузница талантов: как готовят гениев в лучшей школе Московской области
© РИАМО