Чей звонок. Что не поделили школьные учителя и прокуратура НСО
В Маслянинском районе Новосибирской области произошел нестандартный случай: девять местных школ подверглись прокурорским санкциям за, казалось бы, стандартное школьное правило: «Звонок – для учителя». «Установлено, что в девяти случаях в правилах внутреннего распорядка обучающихся содержалось положение о том, что «звонок об окончании урока дается для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс». Это положение противоречит законодательству об образовании и нарушает права детей на отдых между занятиями. Согласно санитарным правилам, продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, где продолжительность урока не должна превышать 40 минут», – говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры НСО. Если прокуратура сочла такое положение незаконным, то среди психологов, учителей и родителей учеников возникли споры: так ли уж серьезны эти нарушения. «Я не думаю, что задержка на несколько минут серьезным образом может повлиять на усталость детей, – говорит жительница Новосибирска Анна Дудина. – Всю жизнь преподаватели говорили «Звонок для учителя», никто из нас даже не думал протестовать, и ничего: все выросли активными, целеустремленными людьми». Против таких формальных ограничений и многие новосибирские педагоги. Вот, что думает по этому поводу учитель начальных классов Светлана Капалина: «Я даже не знаю, что прописано в локальных школьных актах. И у нас с детьми никогда не было проблем: если я и задерживаю их, то только на несколько минут – чтобы дать домашнее задание или ответить на их вопросы. В таких случаях мы можем приступить к следующему уроку немного позже. Ребята нормально на это реагируют. Тем более, хороший педагог даже в течение урока заботится о том, чтобы поддерживать концентрацию учеников. Я, например, каждые 15 минут поднимаю ребят с мест и предлагаю им сделать небольшую разминку. Переключение с одного вида деятельности на другой облегчает процесс усвоения информации, ведь дети не успевают уставать от сидячей работы». В то же время находятся противники правила «Звонок звучит только для учителя». Учитель истории 5-9 классов Александра Резниченко уверена: задерживать детей в приказном порядке нельзя, такой метод уже в прошлом, ведь современная система образования гораздо более гибкая, чем была прежде. «Продолжительность школьных занятий в 45 минут была выбрана не случайно. Оптимальное время пытались установить многие поколения, все – исключительно опытным путем. Впервые 45 минут на урок отвели в Пруссии. Тогда, в 18-м веке, Пруссия считалась могущественной страной, поэтому ее подход к школьному образованию переняли другие государства, среди которых Великобритания, США и Германия. В России в разные годы уроки отличались по длительности. Так, в 1828 году занятия шли по 90 минут, в 1865 – 60 минут, сейчас это норма, урегулированная требованиями Санитарных правил и норм, – 45 минут (для первого класса – 40). И любой учитель должен укладываться в них. Для меня это не сложно: главное – заранее продумать сценарий урока и спланировать работу в классе». С этим мнением согласна психолог Олеся Волкова: «Для любого человека свойствены фазы концентрации внимания и отдыха, это физиология. Учитель, как бы он того ни хотел, не сможет заставить детей воспринимать информацию дольше, чем способен организм. Поэтому все, что педагог произнесет после звонка, уже не будет усвоено». Отметим, что девять школ Маслянинского района устранили указанные прокуратурой недочеты. Теперь в их документах нет положения «Звонок – для учителя». Однако смогут ли педагоги работать по новым правилам и укладываться в положенные 45 минут, покажет время.