Агенты IQ007. Как два друга создали одну из самых быстрорастущих франшиз России

Весенним вечером в 2009 году друзья детства Данил Костромин и Вадим Хабиров пили чай в квартире бабушки Костромина на окраине Екатеринбурга. Данил учился на экономиста, Вадим — на полицейского, в 2009 году они заканчивали вузы и раздумывали, чем заниматься дальше. В студенческие годы они поработали охранниками, барменами, продавали пылесосы Kirby и подержанные автомобили. Но приятелям хотелось делать «что-то полезное для людей». Одной из идей, которую друзья обсуждали за чаем, была школа скорочтения. Сегодня сеть школ IQ007, которую они запустили в 2009 году в родном Златоусте, небольшом городе Челябинской области, — одна из самых быстрорастущих франшиз в России, третий год подряд она входит в рейтинг франшиз Forbes. В 2019-м совокупный оборот бренда IQ007 составил 11 млрд рублей. В этом году партнеры планируют открыть филиалы в Германии, Австрии и Испании, через два года — выйти в Китай. «Нам часто говорят, как удачно мы поймали тему со скорочтением, вовремя разглядели тренд, — говорит Данил Костромин. — Но тогда открыть в Златоусте свою школу казалось сомнительной идеей. Это был город вымирающей экономики». Основы сетевого маркетинга Идею обучения скорочтению приятели почерпнули из собственной потребности. Родители Хабирова занимались предпринимательством в 1990-е — шили норковые шапки и продавали их на рынке. Когда в нулевые бизнес стал проседать, Хабировы-старшие увлеклись сетевым маркетингом в компании Amway и стали читать американскую бизнес-литературу. «Первая книга про бизнес, которую нам посоветовали родители на втором курсе, была книга Бодо Шефера «Путь к финансовой независимости. Как заработать первый миллион за семь лет», — рассказывает Данил Костромин. — Шефер писал, что, если хочешь много зарабатывать, нужно быстро и много читать». С того момента друзья начали активно заниматься самообразованием в области скорочтения и развитием памяти. Вернувшись в родной Златоуст летом 2009 года, Костромин и Хабиров решили протестировать бизнес-идею — обучать скорочтению взрослых на бизнес-литературе, с которой сами уже были хорошо знакомы. Они купили книги, арендовали помещение и начали приглашать в школу друзей. На открытие первой школы потратили 200 000 рублей, продав свои автомобили. Средний уровень достатка в Златоусте не располагал к саморазвитию. «Открыть в Златоусте школу скорочтения в конце 2000-х было примерно таким же безумием, как встать на рынке с норковыми шапками в начале 1990-х. Не то время, не то место», — объясняет Костромин. Впрочем первые результаты воодушевили и преподавателей, и студентов. В первый же месяц партнерам удалось окупить вложения и выйти в плюс — за 1,5 часа обучения скорочтению Костромин с Хабировым брали 400 рублей с человека. «Студенты школы спрашивали, нет ли у нас детских групп, и мы решили их запустить. Но детям нужна совершенно другая литература. Их нельзя было обучать на книгах Карнеги: им не хватало словарного запаса и бизнес-лексики», — объясняет Хабиров. В работе с детьми обнаружились и другие сложности: пришлось нанять женщину-учителя, поскольку дети 4–8 лет боялись учителей мужчин. За первые полтора года работы у школы появилась еще одна группа учеников — дети с особенностями развития (ДЦП, дислексией, дисграфией), а также те, кого оставляли в школе на второй год. Человек из Барнаула В августе 2011 года Хабиров и Костромин решили расширить географию присутствия и открыть школу в соседней Уфе. На аренду помещения и зарплату пяти педагогов ушло около полумиллиона рублей. К концу сентября в школе уже училось 100 учеников. «Выручка двух школ — в Златоусте и в Уфе — по итогам октября составила 1,2 млн рублей, из них 800 000 принесла новая школа», — говорит Хабиров. Тогда партнеры решили открыть еще два филиала в других районах Уфы, а также школы в соседних Мичуринске и Челябинске. «На этой небольшой сети мы поняли, что во всех городах одни и те же родители, одни и те же дети и одни и те же проблемы», — вспоминает Хабиров. Предприниматели решили обучать педагогов по методике, в основу которой легла авторская система обучения, разработанная педагогом Лидией Васильевой. В феврале 2011 года неожиданно для основателей из сети IQ007 уволились несколько ключевых преподавателей, которые, по словам Хабирова, впоследствии открыли франчайзинговые филиалы «Школы скорочтения Васильевой Л. Л.» в Златоусте и Уфе. Представители Васильевой впоследствии подтвердили, что действительно передавали ее методические материалы Данилу Костромину и Вадиму Хабирову в 2011 году по договору об использовании, который запрещал их перерабатывать и передавать третьим лицам. В 2017 году Васильева подала к екатеринбургскому франчайзи сети IQ007 иск на 20,7 млн рублей за неправомерное использование материалов. Судебное дело закончилось мировым соглашением. редакция рекомендует 30 самых выгодных франшиз — 2019. Рейтинг Forbes Бизнес, который работает в кризис. 30 самых выгодных франшиз в 2019 году Но тогда, в 2011-м, оставшись без учителей, за три месяца вынужденного простоя сеть IQ007 потеряла около полумиллиона рублей. На дальнейшее развитие бизнеса потребовался кредит. В мае они взяли 500 000 рублей в банке, а отец Данила дал еще 200 000 под 4% годовых. В конце 2013 года партнерам поступило неожиданное предложение, которое помогло им вывести бизнес из кризиса. «К нам обратился тренер по дзюдо Владимир Жданов. Он приехал из Барнаула с 300 000 рублей наличными и сказал, что хочет открыть школу под нашим брендом на последние деньги. Для нас это был неожиданный поворот в развитии бизнеса», — вспоминают основатели школы. Спустя два года Жданов перепродал школу и вернулся в спорт. В 2013 году партнеры сети открыли три новые точки и начали активно развивать сеть: сформировали предложение по франшизе, оформили брендбук, запатентовали методику. До 2015 года, пока по франшизной модели не открылось 150 точек, в штате управляющей компании было всего три человека. Школьные стандарты Бизнес-модель IQ007 сильно изменилась с момента запуска в 2009 году. Сегодня самая активная группа учеников — дети от 8 до 14 лет. Многие из них занимаются в школах не первый год. В октябре 2018 года школа IQ007 провела свою олимпиаду по скорочтению в «Сколково»: в ней приняли участие 1500 одаренных детей со всей России, прошедших отборочные туры. Победитель соревнований смог прочесть за минуту и выучить наизусть текст из 1200–1400 слов. Взрослая аудитория, напротив, занимается всего несколько месяцев и уходит, освоив технику. Доля взрослых в аудитории составляет всего 15%. Стоимость одного занятия варьируется от 400 до 3000 рублей в зависимости от города. Руководители точек, открытых по франшизе, оплачивают поездки всех педагогов в Златоуст для прохождения обязательного курса. «Проводить обучение по методикам скорочтения онлайн сложно. Каждые две недели к нам на обучение приезжает по 40–50 человек, и одного-двух мы отправляем обратно, поскольку вынуждены отказать им в трудоустройстве по той или иной причине, — объясняет систему Вадим Хабиров. — Если мы педагога не берем, то следующего обучаем бесплатно». Рынок знаний «Сегодня на рынке франчайзинга развивается более 150 проектов по дополнительному образованию детей, — говорит эксперт-консультант в области франчайзинга Елена Рыбина. — Среди них более 15 компаний — школы скорочтения и ментальной арифметики, например Schoolford, «Маленький Оксфорд», SmartyKids. Школы по франшизе IQ007 сегодня работают более чем в 295 городах России, а также в Казахстане и Белоруссии. За последний год сеть выросла с 418 до 565 точек, более трети из них были открыты партнерами, у которых более двух точек. За два месяца — с мая по июль — открылось еще 50 новых школ. Обычно в месяц открывается 10–15, но летом, перед новым учебным годом, по словам предпринимателей, идет особенно сильный рост. Стоимость франшизы составляет от 400 000 до 3 млн рублей и зависит от города. Проект окупается за 4–6 месяцев. Годовая выручка одной точки достигает 20 млн рублей, чистая прибыль компании — владельца франшизы составляет около 11 млн рублей. «На рынке школ скорочтения очень жесткая конкуренция, — говорит представитель школы скорочтения Schoolford. — Но главная проблема франчайзинга — отсутствие финансовой и юридической грамотности. К нам обращаются 18-летние подростки, которые хотят вложить деньги родителей и поиграть в большой бизнес. Думают, что открыть школу — это просто». По данным исследования «Нетологии-групп», рынок дополнительного школьного образования к 2021 году достигнет 149,2 млрд рублей, а число школьников, получающих дополнительное образование, вырастет до 6,9 млн человек. По данным Министерства просвещения, в 2018 году 71% детей посещали различные секции и кружки помимо общеобразовательных школ. «Спрос на собственный бизнес вместе с кризисом растет, а франшиза немного уменьшает риски, — считает управляющий партнер компании SkyEng Александр Ларьяновский. — Образование — социально важный и очень привлекательный род деятельности, а сегмент дополнительного образования в особенности. Потому что частные школы и вузы государство активно давит». В 2019 году Хабиров и Костромин планируют открыть первые школы IQ007 в Европе, но сами они не собираются уезжать из Златоуста. «Златоуст — законсервированный Советский Союз, но мы не видим смысла переезжать. Переезд в Москву нарушит всю экономику проекта, потому что стоимость обучения педагогов для наших партнеров вырастет. Педагоги приезжают в Златоуст учиться и за один свободный день могут посмотреть все достопримечательности. А в Москве времени на учебу совсем не останется». 10 лучших франшиз стоимостью от 1 до 5 млн рублей 1 из 10 2 из 10 3 из 10 4 из 10 5 из 10 6 из 10 7 из 10 8 из 10 9 из 10 10 из 10 IQ007 Запуск франшизы: 2009 Собственные/франчайзинговые точки: 21/511 Выручка/прибыль: 21,6 млн рублей / 11,4 млн рублей Школу скорочтения и развития интеллекта создали челябинские предприниматели Вадим Хабиров и Данил Костромин. Проект запускался в арендованном дешевом помещении в промзоне, упражнения для тренировки скорочтения основатели разрабатывали сами. Расчет был только на взрослую аудиторию, но очень скоро ученики школы стали приводить на занятия своих детей, и проект начал развиваться как детский. Полиглотики Запуск франшизы: 2015 Собственные/франчайзинговые точки: 3/92 Выручка/прибыль: 17,2 млн рублей / 7,7 млн рублей Международная сеть языковых центров для детей и подростков с возможностью изучать английский, немецкий, испанский, французский и китайский языки по авторской методике. В сети более 90 центров, работающих по франшизе во многих городах России и странах СНГ. Партнеры сети получают бизнес-план, все обучающие программы и ежедневную поддержку на всех этапах развития. Mr. Doors Запуск франшизы: 2000 Собственные/франчайзинговые точки: 42/95 Выручка/прибыль: 56 млн рублей / 5,6 млн рублей Компания Mr. Doors начинала бизнес в России с продажи встраиваемых шкафов- купе, произведенных на фабрике в Подмосковье, позже производство перенесли в Кострому, а каталог расширился, и теперь в нем все виды корпусной мебели. Розничная сеть Mr. Doors по франшизе развивается с 2000 года и насчитывает около 100 точек. В 2018-м открылось 18 новых магазинов. Средние инвестиции — 2,3 млн рублей. Лабораторная служба «Хеликс» Запуск франшизы: 2007 Собственные/франчайзинговые точки: 22/341 Выручка/прибыль: 24,8 млн рублей / 6,7 млн рублей Идея проекта принадлежит выпускнику биофака СПбГУ Юрию Андрейчуку. С 1998 года он разрабатывал новые виды вакцин, позже открыл небольшую лабораторию «Хеликс». Первая франшиза была продана в Петербурге в 2007 году. «Лабораторная служба Хеликс» — это более 340 центров по всей России. У «Хеликса» много успешных точек в регионах, где затраты низкие, отсюда и хорошая рентабельность. Этажи Запуск франшизы: 2012 Собственные/франчайзинговые точки: 12/72 Выручка/прибыль: 73,1 млн рублей / 10,9 млн рублей Агентство недвижимости «Этажи» основано в 2000 году в Тюмени, франшиза у компании появилась лишь в 2012-м. Сейчас франшиза от «Этажей» является крупнейшей из риелторских, сеть работает практически по всей стране, обеспечивая работой 9000 человек. Покупатель франшизы получает от ее владельца помощь в обучении и подборе персонала и доступ к преференциям «Этажей» от банков-партнеров и застройщиков. Century 21 Запуск франшизы: 2007 Собственные/франчайзинговые точки: 2/55 Выручка/прибыль: 45 млн рублей / 8,1 млн рублей Международная сеть агентств недвижимости открылась в начале 1970-х в США. В России запуск франшизы состоялся в 2007 году, и сейчас партнерские агентства под брендом Century 21 работают в 30 городах. В каждом из офисов есть традиция: после подписания договора или получения комиссии агенты звонят в колокольчик. Таким образом, об успехе узнают все, кто в этот момент находится в офисе, включая клиентов. Аскона Запуск франшизы: 2011 Собственные/франчайзинговые точки: 481/287 Выручка/прибыль: 19 млн рублей / 3 млн рублей В 1990-е Владимир Седов занимался продажей матрасов в Коврове, позже из этого предприятия вырос бренд «Аскона». В 2010 году он продал 51% акций шведской Hilding Anders, а спустя год появилась мебельная франшиза. В 2018 году «Аскона» скорректировала предложение для своих франчайзи, снизив инвестиции в точку — теперь они составляют 1,8 млн рублей и окупаются за 12 месяцев. Мария Запуск франшизы: 2010 Собственные/франчайзинговые точки: 96/220 Выручка/прибыль: 30 млн рублей / 6 млн рублей Производство кухонной мебели «Мария» началось с покупки небольшого цеха обанкротившейся в 2000-е годы фабрики в Саратове. Практически сразу компания начала развивать сеть одноименных магазинов-студий. Сегодня в крупных городах России работает две сотни франчайзинговых мебельных магазинов «Мария». Средняя рентабельность объекта — 20%. Автомоё Запуск франшизы: 2010 Собственные/франчайзинговые точки: 44/114 Выручка/прибыль: 23,3 млн рублей / 6 млн рублей Группа по продаже автозапчастей «Автомоё» основана в Перми в 2008-м. Сейчас она объединяет компании «Авто-Кореец», «Авто-Японец», «Авто-Европеец», «Авто-Китаец». У нее амбициозная цель — стать No1 по обслуживанию и ремонту автомобилей и продаже запчастей для иномарок. Франшиза запущена в 2010-м, сейчас это 114 точек. Инвестиции в проект — от 3,7 до 4 млн рублей. 43% партнеров имеют две и более «Автомоё». GrossHaus Запуск франшизы: 2009 Собственные/франчайзинговые точки: 20/186 Выручка/прибыль: 7 млн рублей / 2,5 млн рублей Сеть магазинов товаров для офиса и школы (в основном канцелярских) открылась в январе 2009 года. Среди основателей — компания «Деловой стиль» из Нижнего Тагила, производитель канцтоваров Erich Krause и московский дистрибьютор «Группа товарищей». Франшиза GrossHaus имеет несколько форматов, в среднем открытие магазина обойдется в 2 млн рублей. В компании обещают, что вложения окупятся за два года.

Агенты IQ007. Как два друга создали одну из самых быстрорастущих франшиз России
© Forbes.ru