Музыка их связала
В таком же обновлении, бережно сохраняющем лучшие традиции, нуждается и программа обучения. В силу разных причин концепция детского музыкального образования в России застыла на отметке 1950–60-х годов. С тех пор из каждого учащегося пытаются вырастить профессионала. Вы, должно быть, знаете людей, чье детство украла музыка. Вместо того чтобы играть со сверстниками в дочки-матери и казаки-разбойники, они играли на фортепиано ненавистные этюды Черни. Все ради мамы — это она мечтала о карьере пианиста для своего чада. Получив диплом, счастливый выпускник торжественно вручал его маме и больше никогда не садился за инструмент. Это цена насилия: ребенок выучился музыке, но возненавидел ее. Так на плохом уроке литературы учат наизусть Пушкина и в то же время напрочь отбивают охоту к чтению. Да, советское музыкальное образование не имеет аналогов. В стране работали восемь тысяч музыкальных школ. И до сих пор все идет по накатанному пути: семь лет школы (а порой еще два года на подготовительном отделении), потом училище и консерватория. Государство тратит огромные средства на массовое обучение детей по программам, предназначенным для подготовки профессиональных музыкантов. Но ведь ими становятся единицы. И коэффициент полезного действия ничтожно мал. При этом классическая музыка, к сожалению, давно растеряла былую популярность. Признайтесь, давно ли вы сами были в Большом зале консерватории? Это реальность, с которой нельзя не считаться. Но музыкальные школы продолжают жить по старинке. И потому столько шума наделало недавнее заявление руководителя дирекции образовательных программ столичного департамента культуры Екатерины Калачиковой, которая всего лишь поставила вопрос о поисках новых смыслов в музыкальном образовании. «Замахнулась на святое!» — негодовали профессионалы, обеспокоенные перспективами хоть каких-то перемен. Забывая, что именно благодаря департаменту культуры наконец-то улучшилась материальная база и растет зарплата сотрудников полутора сотен московских школ искусств. Все видят, как меняются городские библиотеки, которые из банальных книгохранилищ превращаются в новые культурные пространства. В своем прежнем виде они бы просто тихо умерли. Самые современные методы лечения развивает московская медицина — и при этом освобождается от ненужных коек в больницах. Меняется и система личных ценностей. Карьера классического музыканта уже не столь желанна. Вот, к примеру, появились проблемы с набором на отделения духовых инструментов. Ну нет сейчас желающих играть в духовых оркестрах! Зато вырос спрос на занятия цифровой музыкой, звуковым дизайном, на развитие общего культурного кругозора. А в художественных школах ажиотажный интерес к занятиям по архитектуре и дизайну. Каждому ли учащемуся так необходимо классическое музыкальное образование? Никто не призывает от него отказаться. Надо лишь проанализировать новые потребности общества и в соответствии с ними попытаться скорректировать программу обучения. Чтобы дети ходили в музыкалку с радостью, а взрослые не вспоминали с тоской о годах, проведенных за скучными гаммами. Музыка вечна, но у каждого времени свои песни.