Кирилл Марков: «Революции в вузе не будет»
Университетом Лобачевского на протяжении семи месяцев руководит Кирилл Марков, сменивший на этом посту Евгения Чупрунова. Ему удалось сохранить ту инерцию, которую вуз долгое время набирал в своем развитии, и поставить перед коллективом новые задачи. Исполняющий обязанности ректора раскрыл подробности загадочного слова «цифровизация», объяснил появление в вузе новых программ и «нарисовал» портрет современного студента. Что такое смена ректора для ННГУ? Какие за этим последовали изменения? В любых переменах можно найти и хорошие, и плохие стороны. Я надеюсь, что в тех изменениях, которые произошли в ННГУ, хорошее преобладает над возможными негативными последствиями. В университете сохранилась команда, работающая четко и слаженно. Мы верны нашей основной цели: готовить высокопрофессиональных специалистов для Нижегородской области и страны в целом. Этим летом команда молодежи ННГУ посетила образовательный интенсив «Остров 10–22» в Сколково. Мы привезли оттуда много идей, мотивацию, взялись за разработку программы трансформации университета. Кроме того, там мы подписали соглашение с Агентством стратегических инициатив. В его рамках Агентство предлагает вузам новые форматы сотрудничества и демонстрирует опыт, который мы перенимаем. То есть смена ректора не превратилась в революцию? Революции в вузе не было и не будет. Я не думаю, что с помощью нее можно достичь долгоиграющих итогов. Революция может принести быстрые результаты, но вряд ли это станет хорошей базой. Но мы нацелены на ускорение в работе, на цифровизацию учебного процесса. Она реализуется уже давно и вполне успешно, но в таком большом университете, как наш, быстрой и простой быть не может. Как это будет выглядеть? Это полное введение личных кабинетов студентов, внедрение в больших объемах электронного образования, а также научных, управленческих и кадровых процессов и так далее. Откроем университетскую «Точку кипения» — центр, где молодые студенты и преподаватели смогут делиться идеями и мыслями по разным вопросам. Также мы намерены сделать формат выбора студентами индивидуальных траекторий обучения более доступной. То есть каждый студент будет по своему усмотрению строить график занятий? Совсем по своему усмотрению строить график занятий не получится. ННГУ ведет подготовку по государственным стандартам, которые накладывают некоторые ограничения на выбор. Студент не может учиться только тому, чему хочет сам, существуют и обязательные дисциплины. Тем не менее, мы хотим, чтобы у каждого был выбор в плане элективных дисциплин и факультативов. Есть также балльно-рейтинговая система оценки студентов. Кроме оценок, они могут собирать в личном кабинете свои достижения. К примеру, если кто-либо получил навыки в обучении английскому языку, там появится соответствующий сертификат. В процессе обучения может быть собрано целое резюме, которое выпускник покажет будущему работодателю. Такая система уже работает. Может ли онлайн-обучение заменить собой живые лекции? Живые выступления хороших лекторов нельзя заменить ничем, ведь хороший лектор — это артист, который приковывает к себе внимание зрителя. Полностью отказываться от этого нельзя. Цифровое обучение дает возможность записать такую лекцию, чтобы ее посмотрели студенты, которые по ряду причин не могли посетить занятие или хотят еще раз прослушать лекцию. Но онлайн-обучение — это не только запись лекций, это также курсы, формы обратной связи, тестирования и так далее. Студенты могут выполнять задания и отправлять их на проверку преподавателю. В этом году ННГУ провел набор на специальности «Стоматология» и «Лечебное дело». Как пришла идея запустить это направление, есть ли необходимые кадры в преподавательском составе? На заре своей истории в ННГУ уже действовал медицинский факультет, так что мы возвращаемся к истокам. У многих эта новость вызывает удивление, не всем понятно, как вуз будет вести подготовку по такому направлению, откуда возьмет преподавателей. Обучение любого специалиста базируется на изучении общих и профильных дисциплин. Преподаватели по общим дисциплинам есть у нас в коллективе, а преподавателями профильных дисциплин станут действующие врачи. Мы заключили необходимые договоры с медицинскими учреждениями, чтобы закрыть все свои потребности в специалистах. В текущем году университет открыл внебюджетный набор по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология». Этому предшествовала большая и тщательная подготовка. В прошлом году уже стартовали специальности в области фундаментальной медицины — «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика». В 2019 году было утверждено 51 бюджетное место на эти направления. Это говорит о том, что государство нуждается в специалистах, которых мы выпускаем. Федеральный проект «Экспорт образования» подразумевает увеличение числа иностранных студентов в российских вузах, ведь это говорит о привлекательности нашего образования на мировом уровне. Статистика дает понять, что подавляющее большинство иностранных студентов интересуются именно медициной. Мы не ошиблись в ожиданиях: уже в этом году около 400 иностранцев подали заявления на англоязычные специальности по лечебному делу и стоматологии. Планируем также открыть аналогичную программу на французском языке. Какие у вас отношения с другими нижегородскими вузами? Мы с уважением относимся к нашим коллегам из других высших учебных заведений и сотрудничаем с ними. Например, у нас действует сетевая программа с НГЛУ. Студент проходит обучение в стенах двух вузов. По окончании выдается два диплома: ННГУ и НГЛУ. Какие направления наиболее популярны? В этом году нас приятно удивила востребованность естественнонаучных направлений — «Физика», «Нанотехнологии и микросистемная техника». Также проходные баллы выросли на IT-направлениях. Традиционно, много желающих обучаться на юристов и экономистов. Очень большой спрос на специальности в области фундаментальной медицины. При приеме на бакалавриат конкурс существенно вырос в сравнении с прошлым годом. Так, средний балл ЕГЭ теперь составляет 80 вместо 77, разница в масштабах вуза достаточно существенная. Помогаете ли вы найти работу своим выпускникам? Да. В университете создано подразделение под названием «Центр карьеры», оно курирует именно взаимодействие вуза с работодателями. Договоров с ними о приеме на работу наших выпускников заключено более 130. Обучающиеся могут приехать на практику на потенциальное место работы. Руководители предприятий также приходят к нам в вуз, чтобы увидеть, как мы готовим специалистов. Работодатели включены в процесс подготовки и аттестации наших студентов. Мы довольны статистикой трудоустройства своих выпускников. Согласно данным рекрутерских агентств и пенсионного фонда, до 90% специалистов, покидая вуз, в короткие сроки находят работу по специальности. Статистика портала Superjob говорит о том, что ННГУ входит в 10 лучших вузов страны по показателям успешного трудоустройства и уровня заработной платы. Как вуз сотрудничает с мировым научным сообществом? У нас реализуется четыре мегагранта. На выигранные средства на базе вуза организованы лаборатории, которыми руководят ученые из Италии и Великобритании. В предыдущие годы ННГУ уже реализовал 7 мегагрантов. Один из которых возглавлял французский ученый Жерар Муру, ставший в прошлом году нобелевским лауреатом в области физики. В целом, сегодня университет активно сотрудничает с десятками ведущих мировых научно-образовательных центров. Все это дает возможность нашему университету быть заметным в мировых рейтингах вузов. Современные студенты — какие они? Они разные. Уже нет категоричного разделения на технарей и гуманитариев, происходит перемешивание наук и дисциплин. Это не искусственный тренд, это естественное развитие науки и образования. Но взглянув на сегодняшних выпускников школ, будущих студентов, можно увидеть и сложности. Молодежь более свободно чувствует себя в цифровом мире, но иногда это играет ей не на пользу — затягивает, отрывает от реальности. По моим наблюдениям, увеличивается разница между мотивированными студентами, желающими получить образование, и теми, кто пришел в вуз просто за дипломом. Есть мнение, что такое положение дел — это следствие непростой ситуации в школах, введения ЕГЭ. Госэкзамен давит в учениках творческое мышление, желание свободно мыслить и нестандартно решать задачи. Натасканность на тесты мешает студентам мыслить шире. Но наша задача — сделать из них профессионалов и раскрыть тот самый творческий потенциал. Считаю, что современные студенты в большинстве своем — люди интересные, активные и небезразличные к будущему страны.