Свердловский бизнес отказался строить школы на условиях концессии
Не хватает 40 миллиардовИ это далеко не метафора для районов комплексной застройки. Резкий разрыв между объемами ввода жилья и соцобъектов практически привел к коллапсу. К примеру, в школе № 181 Екатеринбурга при проектной мощности 800 мест учатся 1600 детей, вместо 160 первоклассников набрали 600. В целом в этом году в 41-м учебном заведении города количество желающих отдать ребенка в первый класс превысило количество мест.Причем кривая спроса распределяется неравномерно между микрорайонами, не только между старыми и новыми, но и между новостройками. Так, Юг Центра уже практически не имеет свободной земли, поэтому там не ждут демографического взрыва. А вот Академический растет как на дрожжах: к 2035 году количество школьников здесь увеличится в 2,5 раза: с девяти до 26 тысяч.Сегодня в Екатеринбурге возводится и реконструируется 5-6 учебных заведений. Беспрецедентно, уверяют чиновники: раньше сдавали по 2-3 школы в год. Но, чтобы полностью решить проблему дефицита и всех ребят перевести в первую смену, необходимо к 2035 году создать дополнительно 134 тысячи мест. В ближайшей перспективе собираются построить 22 школы на 18 тысяч мест, учреждения еще на 10 тысяч мест проектируются. Планы до 2025-го, по словам мэра Александра Высокинского, сверстаны исходя из возможностей местного бюджета. Чтобы строить больше и быстрее, не хватает 30-40 миллиардов рублей, нужно привлекать средства областной или федеральной казны.Именно по такой схеме, к примеру, реконструировали школу № 1 на Верх-Исетском бульваре. При общей стоимости объекта 740,8 миллиона рублей 630 миллионов выделил регион. Строго говоря, здание не восстанавливали, а просто снесли и построили с нуля.Прежнее, рассчитанное всего на 400 человек, работало с 1938 года. Новое на 1,2 тысячи учеников создали с применением информационного моделирования: в 3D-модели "прорисовали" все детали, от каркаса до коммуникаций.Министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов, выступая на открытии школы, довольно радужно очертил будущее. По его мнению, благодаря федеральной, областной поддержке и государственно-частному партнерству (ГЧП) Средний Урал сможет выполнить целевые показатели нацпроекта "Образование". Речь о том, что до 2022 года в регионе должны построить и реконструировать 24 школы. Стоит это 5,6 миллиарда рублей, из них миллиард даст федеральный бюджет, 3,4 - регион.Шефство в нагрузкуВот только, как показывает практика, с ГЧП в этой сфере пока загвоздка. Власти уже не первый год зовут бизнес на подмогу, но компании предпочитают брать на подряд муниципальные заказы, а не вкладывать собственные деньги в строительство школ.- Примеры ГЧП пока единичные: не устраивают условия. Во-первых, на начальном этапе нужно вложить свои деньги, а возврат инвестиций произойдет в течение 8-9 лет, это слишком долго, оптимально - лет пять. Гигантам такие заказы кажутся мелкими, а среднему бизнесу невыгодно. Во-вторых, застройщик должен взять шефство над школой и вести там учебные часы, мастер-классы. Обременения, не связанные с профессиональной деятельностью, надо убирать из контракта, - комментирует ситуацию Денис Снетков, представитель Уральского объединения строителей.Впрочем, в Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) нас заверили, что пилотные проекты в этой сфере в регионе все-таки реализуются.- Мы детально проработали механизмы сотрудничества и в рамках ФЗ-115 о концессиях, и в рамках ФЗ-224 о ГЧП. С технической, юридической и финансовой точек зрения последний выглядит более приемлемым как для инвестора, так и для публичной стороны. Главное требование к бизнесу - строительство "под ключ", а все виды образовательных услуг берет на себя муниципалитет, тогда как концессия подразумевает, что инвестор оказывает образовательные услуги хотя бы частично: допобразование, секции, кружки, - рассказала "РГ" Ирина Нечипор, руководитель пресс-службы КРСУ.Сейчас корпорация формирует механизмы бюджетной компенсации 80 процентов капитальных затрат инвестора, остальное он должен вложить сам. Заключены соглашения о сотрудничестве с двумя банками, а также о подготовке проектов ГЧП с одним из крупнейших застройщиков Екатеринбурга.Глава этой компании Валерий Ананьев на недавней пресс-конференции заявил, что подрядчики не менее чиновников озабочены проблемой дефицита школ. Выход он видит в попадании в федеральные программы: это позволит 90 процентов средств привлечь из федеральной казны и 10 - из областной. Путь непростой, бюрократический, но именно так строят соцобъекты в екатеринбургских микрорайонах Академический и Солнечный.На начальном этапе нужно вложить свои деньги, а возврат инвестиций в течение 8-9 лет - это слишком долгоВместе с тем девелоперы осознают, что школ сегодня нужно больше, чем может оплатить бюджет, а наличие социальной инфраструктуры рядом с жильем поднимает его рыночную цену. Так что все опять упирается в поиск оптимальной формы ГЧП.Фактически местные власти загнаны в угол: с одной стороны, они должны нарастить объемы ввода доступного жилья в 1,5 раза к 2024 году - такую задачу поставил Минстрой РФ. С другой стороны, даже крупные города не в состоянии вовремя обеспечить растущие жилые кварталы школами, детсадами, больницами и дорогами. Искать решение проблемы в Свердловской области поручено двум правительственным рабочим группам. Первая займется непосредственно вопросами возведения объектов, в зоне ответственности второй - финансово-экономическая сторона. Поставлена задача сделать экономику школьного строительства эффективной.Югорский экспериментМежду тем пока свердловчане обсуждают, чем привлечь бизнес, их соседи по УрФО уже приступили к реализации таких проектов. В феврале 2018 года на инвестфоруме в Сочи правительство Югры и Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве. В августе 2018-го утвердили типовую форму концессионного договора. На сегодня их уже восемь: инвесторы возводят школы в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургутском районе, Сургуте и Нягани.Как пояснили "РГ" в Уральском банке Сбербанка, разработка коробочного решения для учреждений образования велась параллельно с разработкой типовых решений для ЖКХ. Основное отличие между ними - в платежном механизме. В ЖКХ инвестиции возвращаются за счет тарифов, установленных регулирующим органом. В образовании - за счет ежеквартальных выплат концедента (муниципалитета) на стадии эксплуатации. Причем деньги концессионер получит только после документального подтверждения трат. Полная оплата происходит через восемь лет.Типовое решение позволяет городам экономить на подготовке документов, а также уменьшает риски возникновения строительного брака: инвестор заинтересован в качестве объекта, ведь именно на него возлагается последующая эксплуатация.В Нягани возведение концессионной школы на 1125 мест начнется уже в этом году.- Это эксперимент, и мы уверены, что удачный, - считает Эдуард Греков, гендиректор компании "Социальная инфраструктура".В Сургуте инвестором выступил "Инвестстройцентр". Через три года он должен сдать учебное заведение на 550 мест в микрорайоне № 39. После этого еще пять лет будет осуществлять техническую эксплуатацию здания, а права собственности перейдут городу.Чтобы к 2025 году перевести на "односменку" всех югорских школьников, необходимо создать более 84 тысяч учебных мест. При этом 68 школ планируется построить с привлечением частного капитала, 50 из них - по концессии.Как пояснили в департаменте образования и молодежной политики Югры, стороной сделки является не правительство ХМАО, а муниципалитеты. Округ же предоставляет им субсидии на исполнение обязательств. Под обязательствами концедента понимается: выплата капитального гранта (возмещение части расходов на проектирование, строительство и оснащение здания), компенсация процентов по договорам инвестора с банками, инвестплатеж (возмещение концессионеру его собственных или привлеченных инвестиций), операционный платеж (возмещение затрат на техобслуживание объекта). Заключаемые договоры действительно предусматривают оказание концессионером платных услуг по дополнительным образовательным программам, а также осуществление иной связанной с обучением детей или взрослых деятельности. Очевидно, югорский бизнес это не пугает, в отличие от свердловского.