Дискуссия Forbes на выставке ИННОПРОМ: как подготовить профессионала будущего?
Модерировал сессию редакционный директор Forbes Николай Усков. Он открыл сессию словами о том, что образование далеко не всегда определяло профессиональный путь человека и поставил перед участниками панели несколько основных вопросов: что сегодня важно в век бешеных скоростей, цифровизации и высоких технологий, важно для профессионала? Чему необходимо учить? И что ценится работодателями? Позицию бизнеса на сессии представляли вице-президент «Газпромбанка» Наталья Третьяк, вице-президент «Русской медной компании» Анна Шабарова и президент «Российского союза промышленников и предпринимателей» Александр Шохин. О теоретической стороне вопроса рассказал директор Санкт-Петербургского НИУ «ВШЭ» Сергей Кадочников, а о практической стороне цифрового обучения и применения навыков в разработке программных продуктов говорил Евгений Филатов, генеральный директор СКБ «Контур», компании – поставщике Saas-решений. Из зала к дискуссии подключались директор корпоративного института «Трубной металлургической компании» Елена Позолотина и вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов. По словам Сергея Кадочникова, в российском обществе уже сложилось понимание того, что существующее традиционные программы обучения не соответствует запросам работодателей. «60% людей понимают, что их навыки будут не релевантными в будущем», — сказал он. Сегодня по данным исследований, результаты которых приводил Кадочников, самый большой спрос наблюдается на те профессии, которые требуют не только специализированных, но и коммуникативных навыков. «Будущее – за гибридными профессиями», — сказал он. Анна Третьяк подтвердила эту точку зрения. По ее словам, в бизнесе сегодня нужны люди, готовые к изменениям. Важны не столько профессиональные навыки, они могут быть получены в процессе работы, важны личностные характеристики, такие как умение адаптироваться, постоянно учиться и принимать ответственность. «Волевые черты характера важнее знания математики», — резюмировала Третьяк. С ней полностью Анна Шабарова. Она также отметила, что на современном рынке труда гендерные роли сравниваются. На примере «РМК» она рассказала о том, что в сфере горной добычи – исконно мужской отрасли, сегодня физическая сила уже не важна, потому что станки заменяются компьютерами и образы металлургов с лопатами уходят в прошлое. «Любым процессом на любом производстве сегодня могут управлять как мужчины, так и женщины, — сказала Шабарова. – Уходят и возрастные ограничения». Основная проблема академического, фундаментального образования в том, что оно не поспевает за ходом времени. Система образования должна становиться более гибкой. «Студент учится и начинает приносить прибыль в периоде от 4 до 10 лет, — сказал Евгений Филатов. – Следовательно вложения в образование имеют отложенный эффект, то есть создавать собственные институты может либо крупный бизнес, либо необходима помощь государства». Его поддержала Елена Позолотина, отметив, что развитие технологий столь стремительно, что учебное оборудование может устаревать за пять лет. По ее словам, корпоративный университет «ТМК» придает большое значение технической базе и оснащению. Вице-губернатор Олег Чемезов, выступил за то, чтобы на уровне государственных и корпоративных образовательных программ развивать прикладные навыки. По его словам, инженеры должны владеть программными продуктами на уровне юзеров в обязательном порядке. Кроме того, он считает, что нужно развивать дистанционные формы обучения. «Обучение онлайн – это не только индивидуальный подход, поскольку слушатель всегда может вернуться к интересующему фрагменту лекции, но и более широкий доступ к лучшим мировым практикам и преподавателям», — сказал он. В стремительно изменяющемся мире стандарты образования должны быть также подвижными. В РСПП с этими целями создан комитет по профессиональному обучению и стандартам. Глава РСПП Александр Шохин отметил, что для развития системы такого вида обучения, как корпоративное обучение, необходимо стимулировать работодателя инвестировать в образование своих сотрудников и студентов. Для этого надо выводить затраты работодателя на обучение из системы налогообложения.