Сложный возраст. Как в Алтайском крае борются с буллингом в школах
Летние каникулы в самом разгаре. Одни школьники отдыхают от уроков и домашнего задания, другие – от своих же одноклассников. Учебный год в крае завершился громким скандалом буллинга в рубцовской гимназии. И это уже не первый случай в регионе. На этот раз жертвой стал шестиклассник, который на протяжении всего учебного года подвергался нападкам и оскорблениям со стороны одноклассников. При этом классный руководитель никак не реагировала на происходящее. «Учитель не отрицает, что он к ней подходил, но при этом она отметила: «Но он ко мне подходит по 50 раз на день, я уже не знаю, чему верить, чему не нет», - рассказал отец школьника. Дошло до полиции, дойдёт до суда Этот случай получил огласку после того, как мальчик не выдержал и рассказал обо всём родителям, а в качестве доказательства своих слов он показал взрослым видео. На нем одноклассники оскорбляли и били шестиклассника. После этого родители шестиклассника обратились к директору гимназии, но та ответила, что об этой ситуации ничего не слышала. Через какое-то время руководство школы предложило родителям конфликтующих детей встретиться и поговорить. Но отец пострадавшего мальчика от предложения отказался. Одноклассники мальчика не принесли извинений за содеянное. По факту случившегося родители обратились в полицию и в ряд других контролирующих органов. Сейчас ситуация в рубцовской гимназии находится на контроле у министра образования Алтайского края Максима Костенко. «По поручению министра Управление образования администрации Рубцовска создало комиссию, которая разбирается в ситуации. Если выяснится, что администрация гимназии и педагоги не принимали должных мер для того, чтобы погасить конфликт, они будут наказаны по административной линии», - сказал пресс-секретарь губернатора региона Дмитрий Негреев. Напомним, в прошлом году подобная ситуация произошла и в барнаульском лицее №101. Там старшеклассники издевались над четырнадцатилетним школьником. Они поджидали мальчика после уроков и в грубой форме «провожали» его домой. После этого стало известно о других случаях травли и издевательств, которые происходили на территории этой школы. В январе этого года стала известно, что на заведующего учебной частью лицея №101, возбудили уголовное дело по статье «халатность». Директора лицея после инцидента привлекли к дисциплинарной ответственности. На сегодняшний день следственный комитет завершает проверку по этому случаю, вскоре дело будет передано в суд. Пока дети на каникулах, учителя изучают перечень мер для недопущения подобных случаев. Его разработали в региональном Минобрнауки при участии учёных, родителей, а также специалистов в сфере образования и психологов. Цель этих мероприятий – предотвратить насилие и дискриминацию в образовательных учреждениях. Уйти от конфликта К слову, подростковый возраст – это непростой этап, когда у школьников формируются навыки социальной коммуникации. Как поясняет барнаульский психолог Елизавета Панёвина, в этом возрасте у несовершеннолетних меняется статус из ребёнка во взрослого. В такие моменты школьники начинают искать модели поведения, которые бы позволили им проявлять себя. Чтобы подобных ситуаций не происходило, родители должны не подавать своим детям плохой пример. Также в этом возрасте не стоит общаться со школьниками как с детьми, а необходимо выстраивать с подростками доверительные отношения. Для этого родителям нужно честно и искренне говорить о своих чувствах и переживаниях, выслушивать рассказы подростка. Им также не стоит забывать, что любое конфликтное поведение у школьника говорит о том, что его какая-то важная потребность не удовлетворена. Избежать конфликтов может помочь и педагогический состав школы. Как утверждает барнаульский педагог с большим стажем работы, именно руководство учебного заведения должно задать правильную атмосферу для школьников. «В нашей школе мы проводим разного рода воспитательные мероприятия, которые создают доброжелательную, творческую атмосферу. По большому счёту, именно учителя и весь педагогический состав способны задать тон и благоприятную обстановку. Ведь школа это не только учебное заведение, но и место для общения детей со сверстниками и взрослыми людьми. В неблагоприятной атмосфере сложно работать даже самим учителям. Поэтому если руководство школы создаёт благоприятную обстановку, то таких ситуаций среди учеников не должно возникать», - говорит педагог дополнительного образования в барнаульской гимназии №85 Фарида Габдраупова.