Татьяна Грабарник: Мама назвала меня в честь своей любимой учительницы и предопределила выбор профессии
Директор школы №1557 имени П.Л. Капицы Татьяна Грабарник – успешная женщина, умело управляющая школьным линкором – образовательным учреждением в Зеленограде, входящим в тридцатку лучших в Москве. А это, как говорится, дорогого стоит! В профессию – с открытыми глазами – Татьяна Николаевна, как вы пришли в профессию? Почему выбрали нелегкую учительскую долю? – У меня и выбора не было. Меня мама назвала в честь своей любимой учительницы и предопределила выбор профессии. Запомнила свой первый учительский триумф. В нашем классе был мальчик, которому плохо давалось учение, а учительница географии, женщина строгая, так и вовсе вызывала у него оторопь. Как-то подозвала она меня и говорит: «У Сережки «два» выходит. Выучишь с ним все столицы союзных республик, и если он сможет показать их на карте, то получит «три», а ты – «пять». У этой учительницы пятерку получить было почти невозможно. Нам это удалось. Весь класс аплодировал. А я, пока учила одноклассника, увидела его совсем с другой стороны: вместо унылого троечника – увлеченного машинами человека. От него я узнала много нового о технике. Так что еще неизвестно, кто кого учил! С ним я получила один из главных уроков жизни: оказывается, научить можно любого человека, если ему это интересно, важно и нужно. Учиться и учить – это неразделимые понятия, каждый из нас в жизни выступает в роли и учителя, и ученика. Я шла в профессию с открытыми глазами и никогда не думала, что буду учить послушных, милых, добрых отличников. Понимала, что все разные и к каждому придется подобрать свой ключик. Неудача ребенка – это неудача взрослых, которые его окружают. Уверена, что каждый человек по-своему талантлив, а станет ли он успешным, зависит от того, умеет ли он трудиться, ставить цели, планировать свою жизнь. Помочь ему в этом и должен учитель. Звенит звонок… – Каждое школьное утро, как и полагается директору, вы начинаете с традиционного звонка. Какие чувства он вызывает? – Звонки в школе сегодня другие. Это популярные мелодии, поднимающие настроение. Но вот традиционный первый звонок, который у нас звучит 1 сентября, неизменно с 1979 года производит на меня очень большое впечатление. Даже удивительно: 40 лет проработать в системе образования и до сих пор волноваться… Первый звонок, первый урок, новый учебный год – для меня это точка отсчета, большие ожидания, символ новой ступени, новых целей, нового ритма. Хотя, конечно же, я прекрасно понимаю, что 1 сентября – это дань традиции. – Традиции, очевидно, предполагают и непременную ответственность учителя за своего ученика? Не хочется вспоминать ту пору, когда вдруг выяснилось, что учитель всего-навсего оказывает образовательные услуги… – Ответственность за ребенка, прежде всего, несут его родители. Но и ответственность педагогического коллектива, безусловно, велика. В первую очередь за жизнь и здоровье. Мы отвечаем, конечно же, за развитие детей, их обучение на высоком уровне. При этом и сами учителя много, как никогда раньше, учатся. Иначе просто нельзя. И вы знаете, какое обязательство сегодня мы, педагоги, берем на себя? Как можно лучше подготовить детей к успешному профессиональному будущему. К сожалению, не все родители видят и чувствуют изменения. Они говорят: нас же хорошо учили, значит, и наших детей можно так же хорошо научить. Но позвольте, во-первых, мы сегодня обучаем новое поколение детей. Во-вторых, мы просто не имеем права не считаться с вызовами времени, не можем учить новое поколение по-старому. И здесь на первый план выходит доверие к школе. Я призываю наших родителей доверять профессионалам, которые учат их детей. В том числе учат по-новому, с использованием новых технологий и оборудования, ресурсов партнеров. Многие из родителей – выпускники нашей школы. И я говорю: приходите, посмотрите своими глазами, как все изменилось, как работает сегодня школа. А вот что касается образовательных услуг… Вопрос в том, какой смысл в эти слова вкладывается. В нашем случае – от слова «служение». Потому что учителя были и остаются людьми, для которых на первом месте – высочайшая ответственность и преданность своему делу. Роль личности. И не только в истории – У школы много площадок. Как успеваете управляться с большим хозяйством? – Если у руководителя и его команды есть стратегия управления и коллектив четко понимает свою миссию и принимает общие ценности, то система выстраивается быстро. Очень давно об этом хорошо сказал китайский мыслитель Сунь Цзы: «Управлять многими – то же, что управлять немногими. Дело в организации». – Средняя зарплата в школе выше, чем по московскому образовательному комплексу. За счет чего это достигается? – У учителей московских школ сегодня очень достойная зарплата. И это правильно. Ответственность на учителе огромная, задачи – важнейшие. Складывается заработная плата учителя нашей школы из разных составляющих: помимо тех часов, которые ведут учителя по своим предметам, это целевые субсидии правительства Москвы за классное руководство и работу с проектом «Московская электронная школа»; дополнительные платные образовательные услуги; гранты правительства Москвы, которые наша школа получает за высокие результаты по итогам учебного года. – Посмотрел на сайте школы рубрику «Достижения» и впечатлился... Ощущение такое, что школа – это своеобразная фабрика рекордов! – Мы не зацикливаемся на тех или иных направлениях, наверное, в этом и секрет. Уважаем и признаем все достижения наших ребят. Они у нас не только олимпиады выигрывают и соревнования по робототехнике. И в спорте достигают высот, и поют, и танцуют, и театром увлекаются, и вдиспутах на английском языке побеждают… Чем успешнее наши ученики, тем успешнее школа. Поэтому мы всегда готовы им помогать. Главное – видеть в ребенке личность. Таланты могут раскрываться по-разному, наша задача – создать как можно больше возможностей, чтобы проявить эти таланты. Так, ежегодно около двух тысяч наших детей принимают участие в различных конкурсах. А еще очень важно развивать в детях командный дух, прививать умение работать в коллективе. На сегодня мы насчитали 20 разных команд. Стараемся, чтобы их стало больше. В нашей школе немало легендарных учителей, имена которых очень хорошо знают зеленоградцы, и много учителей, которые не так давно работают в нашем коллективе, но уже показали себя с самой лучшей стороны. …Интересно, что еще давно, работая в школе, многое я понимала через собственных детей. То новое, что мы начинали в лицее, пришлось на пору, когда там учились мои дети. И я видела ситуацию, как говорится, «изнутри», понимала все плюсы и минусы не только как педагог, но и как мама. Сегодня, когда подрастают мои внучки, я оцениваю ситуацию уже как директор и как бабушка. Им жить и работать в мире, который к моменту окончания школы, возможно, изменится до неузнаваемости.