Романтика неба. Почему на Алтае не готовят лётчиц

За 29 лет работы Алтайская школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой им. Героя Советского Союза К.Г. Павлюкова выпустила свыше 2,5 тысяч курсантов, большинство из которых стали лётчиками. Сейчас их можно встретить по всей стране – они одни из лучших пилотов страны. О чём мечтают будущие пилоты, о современных детях и многом другом, рассказал директор учебного заведения Сергей Акопян. Уже не романтики -Роман Алексеев, АиФ-Алтай: Сергей Дживанширович, в советское время каждый второй мальчишка мечтал стать космонавтом или лётчиком, мечтают ли о небе современные дети? Сергей Акопян: Сейчас таких ребят гораздо меньше, в них меньше романтики и больше практичности. Зато они очень мотивированы, стать лётчиком - для них уже осознанный взрослый выбор. Желающих учиться в нашей школе по-прежнему достаточно. В этом году конкурс составлял три человека на место. Но тут надо понимать, что у нас жесткие требования по отбору. Ребята должны быть максимально здоровы, иначе дорога в пилоты будет закрыта – лётчики испытывают огромные нагрузки, и выдержать их может не каждый. Сейчас здоровых ребят стало меньше. Если в 2006 году из поступающих было 60% годных к лётному обучению, то на сегодня группа здоровья при поступлении достигает всего лишь 40%. - Говорят, сочетание ума и здоровья – редкое явление. Но для авиации – это норма. -К сожалению, часто приходится слышать о крушении самолетов. Как вы считаете, насколько высок уровень подготовки современных лётчиков? - Если углубиться в историю, например, нашего спортивного авиационного клуба, который работает с 40-х годов, то увидим, что у нас было по 30 «Яков», мы проходили полный курс лётной подготовки. А сейчас я просто не понимаю, как человек в 25 лет может стать командиром корабля. Если рассчитывать по прежним нормам, минимально лётчик мог дойти до кресла командира только в 36 лет. Эти годы нужны были, чтобы получить опыт, наработать навык полета на самолётах разных модификаций. Сейчас на замену реальному опыту пришли авиатренажёры и симуляторы. Они упрощают обучение, но не дают возможности научиться работать в ручном режиме. Поэтому вся надежда на электронику. Если она откажет, не каждый пилот сможет быстро сориентироваться в ситуации. Хорошо учиться – на зазорно! - Если посмотреть на другие страны, там много женщин-пилотов, а у нас в масштабе страны их мало. По вашему наблюдению, хотят ли девчонки быть лётчицами, и есть ли у них такая возможность? - С наступлением весны, когда начинается сбор документов для поступления, начинают раздаваться звонки – каждый год люди спрашивают, не начали ли набирать девочек? У нас пока нет для этого условий. Взять, к примеру, Краснодарское училище, которое сделало два набора девчонок по 15 человек. Я видел, какая база сделана для них, и в какой казарме живут мальчишки по пятьсот человек. Это небо и земля. Для девочек нужны особые условия. Да и я пока не вижу необходимости набирать девчонок – парней хватает. - В Бийске есть школа с раздельным обучением, учителя уверяют, что при такой системе образования, мальчики и девочки учатся лучше. Какие успехи у барнаульских курсантов? - Скажу так, я пришёл в школу в 2006 году, тогда пацанов убедить хорошо учиться было не то, что сложно, но определённые проблемы с этим были – для них это было будто зазорно. Но на протяжении последних лет у нас стабильно растёт число учеников, весьма успешно закончивших школу. Хорошо учиться стало престижно. Я замечаю, что сейчас здоровый образ жизни также стал важным, хотя это всегда было нашим приоритетом. Говорят, сочетание ума и здоровья – редкое явление. Но для авиации – это норма. Если брать взвод, класс, то больше половины учатся успешно. Средний балл выше «4». Не говоря уже про результаты ЕГЭ. Не сглазить бы, последние пять лет наша школа сдаёт экзамены по профильным предметам выше среднего по краю на 7-10 баллов. Я считаю, это очень хороший показатель. - Сейчас про современных детей говорят, что у них по-особенному устроены мозги, они мыслят уже не так, как дети даже пять лет назад. Вы замечаете такие изменения в своих курсантах? - У нас система, которая все-таки формирует людей под себя, поэтому они особо не отличаются. Но могу сказать, что сейчас ребята менее зашорены. Они интересуются новым, мы сейчас, кстати, открываем класс робототехники. Сейчас это необходимость для развития.

Романтика неба. Почему на Алтае не готовят лётчиц
© АиФ - Алтай