Возможен ли экспорт российского общего образования

Эту цель преследует и проект "Развитие экспортного потенциала российской системы образования", утвержденный Президиумом совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ключевая цель этого проекта - повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. Понятно, что речь идет прежде всего о высшем образовании. Так, в результате реализации проекта количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, вырастет с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025-м. Но возможен ли экспорт российского общего образования? На эту тему недавно обменялись мнениями эксперты в рамках дискуссии "Российская школа и мировой рынок образования: реалии и перспективы" - на завершившемся на днях в Москве Международном салоне образования. Дискуссия объединила как представителей власти, так и частного бизнеса и общественных организаций. Участники сошлись во мнении, что экспорт российского школьного образования должен быть средством популяризации русского языка и русской культуры в мире. "Наша деятельность сопряжена с задачами сохранения русского языка за рубежом, - говорит президент фонда "Живая классика" Марина Смирнова. - Для их решения есть немало средств. Так у нас существует ежегодный конкурс, где дети из разных стран читают русскую классическую прозу, организуются также регулярные телемосты между школьниками из России и других стран". О проектах министерства просвещения рассказал директор департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Андрей Емельянов: "Нужно в первую очередь отметить отправку наших учителей-предметников за рубеж, например, в Таджикистан. Школы с российскими педагогами сразу становятся центрами образовательного притяжения, наши учителя котируются очень высоко. Эту практику планируется распространить в Киргизии и Вьетнаме". Президент Группы компаний "Просвещение" Михаил Кожевников уверен, что свою важную роль может сыграть и бизнес: "Необходимо очень четко сформулировать программу государственной поддержки по развитию экспорта российского образования в мире. А частный бизнес должен помочь оптимизировать затраты для достижения желаемых результатов". Итоги дискуссии подвел модератор сессии научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исаак Фрумин: "Нам точно есть чем гордиться: нет ни одной страны в мире, которая в таком масштабе поддерживает дополнительное образование, мы занимаем первые места в международных конкурсах для одаренных детей. Что нужно - так это научиться все наши достижения продвигать и представлять на международном рынке. Однако важно заметить, что без серьезной государственной поддержки здесь не обойтись".