Легко ли быть молодым педагогом? Образовательный форум прошёл в Златоусте

Не секрет, что ежегодно на августовских педсоветах и других совещаниях работников образования обсуждается болевой кадровый вопрос. Преподаватели говорят о том, что молодые педагоги неохотно идут работать по специальности, что число пришедших в школу молодых учителей гораздо меньше количества выпускников педвузов и т. д. Также многолетней практикой подтверждено, что любой коллектив достигает успехов в работе тогда, когда в нём бок о бок трудятся представители разных поколений. Так возникает необходимый сплав молодости и опыта, который приводит к высоким профессиональным результатам. Сколько было участников? В Челябинской областной организации профсоюза работников народного образования и науки за последние несколько лет накоплен уникальный опыт по работе с молодыми педагогами. Помощь молодым учителям в их профессиональной деятельности, в налаживании контактов с коллегами осуществляется во многом через клубы молодых педагогов. Это совместный проект с министерством образования Челябинской области. Важна инициатива большинства муниципалитетов. Клуб молодых педагогов (КМП) – это профессиональная структура, благодаря которой молодые учителя получили возможность общаться, обмениваться опытом, обращаться за помощью к старшим коллегам, получать новые профессиональные и социальные навыки. В 2019 году деятельность КМП вышла на новый уровень, когда инициативу стали проявлять муниципалитеты. Первый молодёжный образовательный форум «ТЕМП» (творческое единство молодых педагогов) проходил с 5 по 7 апреля в Златоусте, в центре отдыха «Лесная сказка», и собрал более ста участников. «В форуме приняли участие представители клубов молодых педагогов из 32 территорий Челябинской области, – рассказывает заместитель председателя областной организации проф­союзов Людмила Шаталова. – У нас сформировались традиции: взаимообмен делегация­ми клубов молодых педагогов в рамках образовательно-познавательного проекта «Карусель», два раза в год проходят сессии КМП, где мы обсуждаем успехи, проблемы, сложности, возникающие у молодых педагогов. В начале пути молодёжь сталкивается с трудностями. Как правило, это большая эмоциональная и физическая нагрузка при небольшой заработной плате, выстраивание взаимоотношений с детьми, родителями и коллегами. В сельских территориях это отсутствие инфраструктуры. При этом необходимо отметить, что в большинстве муниципалитетов существует система мер допподдержки молодых педагогов. В большей степени педагоги говорят о создании современной материальной базы учебного процесса, о большом количество бумаг, предлагают сократить количество отчётов, снизить контроль. В то же время молодые педагоги понимают, что сразу, скорее всего, не будет большой зарплаты, но они хотят видеть перспективу профессионального роста и социального комфорта». Кто живёт в темпе? Директор Дворца детского творчества Златоуста Антон Туманов считает, что на форуме происходит «передача знаний посредством активной деятельности». «Это формат, который предполагает не только обучение, но и обмен опытом, общение, обсуждение проблем, творческие мероприятия, – говорит он. – Прежде чем приступить к организации форума, мы в Златоусте провели анкетирование среди молодых педагогов, чтобы узнать, что их волнует, какие трудности в работе они испытывают. То есть сначала мониторили ситуацию, а потом вырабатывали программу». В первый же день форума состоялся «разговор без галстуков» – открытый диалог на тему «Легко ли быть молодым педагогом?», в котором приняли участие как сами молодые учителя, так и представители профсоюза и администрации Златоуста. Конечно, программа первого дня не ограничилась серьёзными дискуссиями – не будем забывать, что форум молодёжный. Вечером состоялось музыкально-интеллектуальное шоу «Студия "Союз”», а затем танцевальный вечер знакомств «Живи в темпе!». Во второй день форума программа была наиболее насыщенной. Молодые педагоги узнали, как правильно создавать и защищать образовательные проекты, получили ответы на юридические вопросы, а также познакомились с деятельностью областной организации «Волонтёры Южного Урала». «Тема волонтёров сейчас очень актуальна, – говорит Антон Туманов. – Почему? Потому что волонтёрская деятельность востребованна, имеет поддержку на всех уровнях. Может быть, если мы начнём создавать такие локальные точки волонтёрских движений в каждой образовательной организации на уровне городов и районов, то мне кажется, что мы добьёмся нужных результатов и в воспитании детей. Надо наших детей обучать тому, что волонтёрство, то есть безвозмездная помощь тому, кто в ней нуждается, – это хорошо, это проявление человеческих качеств». Далее молодых педагогов ждали современные форматы – квест-игра и интеллектуальный «Брейн-фест» («родственник» известного «Брейн-ринга»). Кстати, педагоги были разбиты на команды, у каждого был значок определённого цвета, и все задания и проекты они выполняли именно в команде. Как практически в один голос утверждали все участники, с которыми я беседовала, на форуме царила невероятно позитивная атмосфера. Помогают ли соцсети в работе? «Я работаю учителем физики в средней школе в селе Светлом Чесменского района, – рассказывает руководитель районного КМП, лауреат конкурса «Учитель года» Ольга Илюшкина. – Состою в КМП уже третий год, и лично для меня работа клуба молодых педагогов – это большая помощь именно для педагогического роста. Дело в том, что многие сельские поселения, и наше в том числе, удалены от городов и даже от райцентров, а нам, сельским учителям, тоже важно знать, в каком направлении двигаться, как развиваться в профессии». По словам Ольги Илюшкиной, подобный форум – это копилка идей, инициатив, полезных знаний, которые необходимы молодому учителю. «Например, мы все, затаив дыхание, слушали выступление директора Златоустовского педагогического колледжа Юрия Борисовича Бурова на тему «Личность через призму соционики в современной педагогике», – рассказывает она. – Он познакомил нас с социотипами, каждый участник определил свой социотип, и далее Юрий Борисович рассказал, какие качества конкретного социотипа помогают в работе с детьми, какие у каждого есть сильные и слабые стороны». Как говорят молодые педагоги, Интернет и соцсети помогают им в учебном процессе и в общении с другими учителями. «Мы с некоторыми коллегами даже в пределах района удалены друг от друга на 100 километров, – объясняет Ольга Илюшкина. – Поэтому соцсети, конечно, выручают. Мы переписываемся, спрашиваем совета. Даже когда готовимся к профессиональному конкурсу, всё равно советуемся, помогаем друг другу – у нас нет какой-то ревности, конкуренции». Председатель Клуба молодых педагогов Челябинской области, учитель истории челябинской школы № 59 Анастасия Степанова также считает, что соцсети помогают как в общении, так и в получении профессиональной информации. «У клуба есть группа в соцсети «ВКонтакте», где выкладываются и фотографии, и профессиональные наработки, – говорит она. – Кроме того, презентации всех мероприятий, которые были на форуме, будут сформированы в специальную папку. Все желающие могут ими воспользоваться и провести такие мероприятия и с учителями, и с учениками. Кстати, количество участников областного клуба молодых педагогов уже насчитывает несколько тысяч человек, и это число быстро растёт». У кого есть наставник? «Если честно, то у меня пока не возникло желания сбежать из школы», – рассказывает учитель средней школы поселения «Путь Октября» Кизильского района Досбол Истлеув. Он преподает в младших классах физкультуру, а в старших – ОБЖ. У него два образования: юридическое и педагогическое. Как считает Досбол, он быстро нашёл общий язык и с детьми, и с коллективом во многом благодаря своему старшему коллеге. «Это Геннадий Васильевич Мулихов, заслуженный учитель России. Ему 72 года, он работает до сих пор, преподаёт физкультуру. Мне легко работать, потому что у меня есть такой замечательный наставник», – говорит он. Досбол Истлеув ведёт спортивные секции для двух групп школьников, старшей и младшей. Он подготовил школьную команду для участия в районном КВН, и ребята заняли второе место. Старшеклассники под руководством молодого педагога заняли второе место на зональном турнире по волейболу и вскоре будут выступать на областных соревнованиях. «Мне это не в тягость, – объясняет Досбол. – Я человек позитивный, энергичный, люблю детей, а работу надо выбирать по сердцу. Тем более вижу: ребята хотят заниматься спортом, просят меня о дополнительных занятиях, и я иду им навстречу. Я поставил цель – буду работать в своём районе, это осознанное желание. Что касается форума, то тут у меня буря позитивных эмоций! Хожу на все тренинги, мастер-классы, всё записываю, запоминаю. Я ещё «зелёный» и не боюсь в этом признаться... » Нужна ли конфликтология? Конечно, в разговорах на площадках форума педагоги касались и острых проблем, которые их волнуют. Например, речь шла о сложностях, возникающих в отношениях между учителями и родителями учеников. «Восприятие привычных школьных ситуаций сильно изменилось, – считает Антон Туманов. – Теперь, когда ребёнок получает двойку, некоторые родители не стремятся понять, какой у него уровень знаний, а сразу требуют ответа от учителя: почему тот «несправедливо» поставил низкую оценку?» В тех случаях, когда родители предъявляют необоснованные претензии к учителю, педагог оказывается никак законодательно не защищён. «Бывает так, что человек устаёт от бумажной волокиты, от родительских требований и говорит: лучше уж я пойду на нелюбимую работу, но буду жить спокойно, – говорит Ольга Илюшкина. – Так и уходят молодые учителя из школы». «Сейчас, когда условия работы изменились, надо в обязательном порядке вводить в программу обучения педагогов предмет «конфликтология», – считает председатель Саткинской городской организации профсоюза работников образования Алевтина Бутусова. – Надо у молодого педагога формировать навык, как вести себя в конфликтной ситуации, как уметь погасить конфликт». Как мы уже писали выше, помощь молодому педагогу на первых порах могут оказать более опытные коллеги. «На мой взгляд, в школе надо возрождать институт наставничества, – предлагает председатель Златоустовской городской организации российского профсоюза работников образования Ольга Косякина. – Порой молодой специалист не знает, как правильно заполнить журнал, как проводить родительское собрание, как организовать внеклассную работу, и здесь ему на помощь должен прийти учитель-стажист, наставник, который даст необходимые знания». «Нам важно, чтобы молодой педагог ощущал себя комфортно в педагогическом сообществе. Не должно быть так, что он пришёл в школу и оказался там один на один со своими проблемами. И работа клуба молодых педагогов помогает нам решать эту задачу, – говорит Людмила Шаталова. – Мы хотим, чтобы человек чувствовал свою значимость и видел перспективы. Очень многое зависит от отношения руководителя коллектива педагогического сообщества».

Легко ли быть молодым педагогом? Образовательный форум прошёл в Златоусте
© АиФ