Работа с вузами как источник молодых специалистов
Молодые специалисты – это всегда свежие идеи и оригинальные решения, а значит уверенность в будущем компании. Нельзя просто так игнорировать столь ценный ресурс. Именно поэтому многие современные технологичные компании придумывают интересные и сложные задачи, чтобы заинтересовать перспективных ИТ-специалистов. Компания, занимающаяся созданием цифровой картографией и геосервисов, объединила студентов из России, Беларуси, Украины и Казахстана в один международный ИТ-проект, в котором ребята создают цифровую модель реальности. Для будущих ИТ-специалистов – это практический опыт работы в международной технологической компании, а для работодателя – свежий взгляд и новые идеи. От такого союза выигрывают все . Рассказывает идейный вдохновитель и организатор проекта Виктор Рудой, руководитель департамента по развитию бизнеса и работе с молодёжью HERE Technologies. Проект HERE Community был начат в 2013 году и направлен преимущественно на студентов картографических и смежных с ними специальностей: туризм, кадастр, экология и прочие. Однако начиная с 2017 года всё больше внимания стали уделять другим направлениям: маркетинг, урбанистика, менеджмент. Особый акцент был сделан на взаимодействие со студентами из IT-сферы. Связано это с тем, что компания-организатор трансформировалась из картографического бизнеса в цифровую платформу для разработчиков, нацеленную на такие направления, как e-commerce, интернет вещей и работу с большими данными. Какие задачи ставились Можно выделить несколько основных целей, которые стояли перед организаторами, когда началось активное сотрудничество с молодёжью и сообществом разработчиков: – привлечение новых молодых специалистов; – повышение узнаваемости бренда в России и сопредельных государствах; – активное тестирование геолокационной платформы пользователями в рамках мероприятий. Проект проходил в несколько этапов: Первый этап (февраль-май): единая программа, охватывающая вузы-партнеры. Ребята создают картографический контент в специальном веб-сервисе Map Creator и получают практические навыки создания продукта с геолокационной составляющей. Для студентов IT-специальностей в этом году организуется серия локальных хакатонов. За два дня нужно создать прототип продукта в рамках треков «умный город», «туризм и отдых» и «транспорт». Одних навыков программирования в данном случае недостаточно, студентам необходимо побыть в роли менеджера продуктов, аналитика и даже спикера. Ребята, в чьих городах не будет проходить кейс-чемпионатов, могут принять участие в онлайн-хакатоне Open Location. Таким образом, студенты получают возможность участвовать в отборе удалённо. Ребята, проявившие себя с наилучшей стороны, получают возможность принять участие в ежегодном студенческом мероприятии HERECamp (г. Сочи). Второй этап (июнь-август): комбинация летних практик в городах, в которых проживают студенты, и возможность стажировки в одном из офисов компании. Все задачи у нас стандартные и не требуют обязательного присутствия специалистов компании на местах. Тренинги и проверка результатов могут проходить удалённо. Третий этап: студенческий лагерь, который собирает около 50 студентов и сотрудников университетов. Само мероприятие направлено на работу с так называемыми мягкими навыками, командное взаимодействие с кейс-чемпионатом в конце. С октября команда прицельно работает с отдельными университетами и студентами. Хороший пример – проведение исследований о перспективах сегмента рынка интернета вещей, выполненное студентами ВШБ МГУ. Много внимания уделяется решению кейсов компании в рамках крупнейших хакатонов нашей страны – HackMoscow, Urban Tech Challenge, NASA Hack и других. На этапе учёбы студенты уже обладают знаниями, которые могут быть востребованы в компании. Компания-организатор формулирует задачу, ребята её выполняют. Для компании это дополнительные человеко-часы, для студентов – подтверждённая документально практика, опыт работы в международной компании. Отдельные «звёздочки» устроились в компанию на постоянной основе. Они сотрудничали с HERE на протяжении двух лет и активно участвовали в наших проектах. Здесь крайне важна амбассадорская история – формирование сети лояльных компании ребят в разных городах. Они оказывают неоценимую информационную и организационную поддержку, являются связующим звеном с вузом и локальным студенческим сообществом, выступают менторами на хакатонах. Трудности, с которыми пришлось столкнуться Конечно, не обошлось без сложностей. Во-первых, было необходимо найти нужных людей в вузе, которым было бы интересно взаимодействие с бизнесом. От этих людей зависит, насколько успешным получится сотрудничество, вызовет ли компания интерес у студентов. Приходилось отправлять письма, звонить, активно мониторить социальные сети, но наиболее эффективный способ – нетворкинг и личные знакомства. Во-вторых – обучение студентов. Наивно полагать, что без должных инвестиций в дополнительное образование со стороны компании в молодых специалистов итоговый результат оправдает ожидания. Какое-то время пытались проводить семинары и лекции чуть ли не в каждом вузе, но со временем ушли в сторону комбинированного обучения с упором на онлайн-курсы. И в-третьих – операционная часть. Всё нужно тщательно спланировать, чтобы результаты каждого этапа не вызывали негативную реакцию у студенческого сообщества в силу необъективности результатов. От командировок тоже никуда не деться – вот уже как целый месяц мои коллеги активно колесят по городам России, Белоруссии и Казахстана в рамках запуска первого этапа кампании. Результаты За более чем шесть лет сотрудничества с университетами через программу прошли тысячи студентов, ими выполнены сотни проектов и разработаны десятки прототипов решений. В каждом из российских офисов компании трудятся ребята, которые ещё недавно были студентами или амбассадорами. Мы сотрудничаем с тремя десятками университетов в России и близлежащих странах и не собираемся останавливаться на достигнутом. В настоящий момент мы уже запустили несколько пилотных проектов по взаимодействию со школьниками, есть идеи реализовать полный цикл подготовки молодых профессионалов по принципу «школа – университет – работа в компании». Фото Pixabay