Нелегкое дело: людям с особыми потребностями помогли найти профессию
ТАЛЛИНН, 14 мар — Sputnik, Денис Пастухов. Ярмарка HEVI (Haridusliku erivajadusega õppijate infomess, Инфоярмарка для учеников с особыми образовательными потребностями) состоялась в таллиннском Центре профессиональной реабилитации "Астангу" в четверг, 14 марта. Социальные услуги в Эстонии: что изменится в 2019 году >> Еще до официального открытия мероприятия большой зал Центра профреабилитации наполнился посетителями. Основную долю из них составляли школьники с особыми потребностями, которые пришли вместе со своими педагогами, а также одиночные посетители — как правило, родители с ребенком. На ярмарке присутствовало 15 учреждений, которые предлагали возможности по обучению и дальнейшему трудоустройству, в том числе и Касса страхования по безработице. Учебные заведения были представлены различными регионами Эстонии — и Сааремаа, и Ида-Вирумаа, и, конечно, Таллинном. Новый справочник поможет замкнутым родителям особых детей >> Часть представленных на ярмарке учебных заведений предлагали потенциальному учащемуся оценить свои возможности. К примеру, на столе Курессаареского профессионального училища было разложено десять рабочих инструментов (рубанок, шпатель и т.д.), и желающий поступить в это училище должен был определить, что есть что. Посетитле инфоярмарки для учеников с особыми потребностями собирали рекламные проспекты Преподаватель из Курессааре Пильви Пихлас заметила, что далеко не все могут правильно решить задачу. К тому же тест был предназначен для тех, кто знает эстонский язык: слова höövel, pääsuhöövel, vinkel и kaabits знакомы не каждому. Вышел русскоязычный справочник для детей с проблемами здоровья >> Пильви Пихлас сообщила, что ученикам в их школе предлагаются две специальности: шесть мест — будущему помощнику повара (срок обучения — 1 год), еще шесть мест — обслуживающему недвижимость (kinnisvarahooldaja, для определения состоятельности будущего ученика и проводился опрос), а учеба на обе специальности ведется на эстонском языке. На специальности kinnisvarahooldaja учат всем видам уборочных работ — и как чистить мебель, и как убирать комнаты. "Грубо говоря, мы готовим уборщиков, но работать потом можно на многих объектах: на стройке, в саду или же в магазине — то есть на простых работах, чтобы наш ученик мог с ними справиться. Но на Сааремаа сложно найти работу, особенно если хочешь получать побольше 540 евро в месяц — такие у нас предлагают зарплаты. Так как рабочих мест мало, то этим пользуются местные работодатели — мало платят. И многим приходится переезжать на материковую часть. Хотя жить на острове приятно — на Сааремаа свежий воздух и минимум преступности". В Ида-Вирумаа можно учиться на русском Руководитель проектов Ида-Вирумааского центра профессионального образования Сергей Егоровцев сообщил, что этот крупный центр работает сразу в трех городах — Нарве, Силламяэ и Йыхви. Обучение по специальностям, которые не требуют свидетельства об окончании даже основной школы, предназначено для учеников с ограниченными возможностями. Руководитель проектов Ида-Вирумааского центра профессионального образования Сергей Егоровцев В Йыхви на эстонском языке и в Силламяэ на русском языке обучают на помощника повара. В Нарве есть четыре специальности, все на русском языке — помимо помощника повара это оператор уборки, слесарь-сборщик и автомойщик-шиномонтажник. Обучение длится один год, оно бесплатное, а учащимся из других городов предлагается жилье и даже компенсируется проезд: к примеру, человек может жить в Хаапсалу, но ездить в Нарву. "Специальные группы по упрощенной программе компонуем уже не первый год. В этих группах, которые не бывают большими (в них примерно по 6-7 человек), есть и люди с физическими, и люди с легкими психическими отклонениями (стоит отметить, что нет, к сожалению, условий для обучения людей с проблемами со зрением, например). А вот возраст не ограничен — некоторым нашим ученикам уже за 50 лет. Добавлю, что этим людям в нашем центре предлагается особое внимание: есть и психолог, и социальный работник, и опытные педагоги соответствующего профиля. Условия для поступления гибкие и индивидуальные: для потенциального ученика, к примеру, есть возможность побывать на пробном уроке в нашей школе", — рассказал Егоровцев. Панова: в Эстонии инвалиды чаще всего становятся изгоями >> Преподаватель Таллиннской Коплиской профессиональной школы Керсти Лайус рассказала, что в их школе людям с ограниченными возможностями можно учиться на помощника уборщика (puhastusteenindaja abiline). Хотя учеба проходит на эстонском языке, учиться приглашаются и русскоязычные. Преподаватель Таллиннской Коплиской профессиональной школы Керсти Лайус демонстрирует инструменты для проведения уборки "Учиться не очень сложно. Нужно видеть, где грязь, а современные средства уборки очень удобны для работы. Работать же после окончания учебы можно уборщиком или вспомогательным работником. Например, мойщиком окон, уборщиком в конторских помещениях или же на крупном объекте. Или во дворе. Многое зависит от ученика, его способностей и желания, а мы всячески помогаем ему трудоустроиться и следим, чтобы у человека всё получилось", — сказала Лайус. Работодатели не хотят нанимать нездоровых работников Посетительница инфоярмарки Светлана с сожалением отметила, что в Таллинне и в целом по Эстонии ограничено число мест учебы, куда могут пойти дети после окончания средней школы. У ее сына Марка детский церебральный паралич, что негативно сказалось на его развитии: физически у Марка слабее левая сторона тела, есть и умственное отставание. Посетительница инфоярмарки Светлана "Мой сын поступил на помощника уборщика в Таллиннскую Коплискую профессиональную школу, но ему не очень нравится эта специальность. Он амбициозен и хочет чего-то большего. В прошлом году параллельно поступали и в школу "Астангу" на помощника повара, но не удалось поступить: сказали, что у Марка недостаточное владение эстонским языком. Хотя Марк очень стремился туда попасть, учил слова и готовил ответы на вопросы. Надеюсь, на этой инфоярмарке найдется что-то интересное", — рассказала Светлана. Педагоги в Эстонии, подчеркнула Светлана, которые занимаются проблемными детьми и с которыми приходилось ей сталкиваться, — очень хорошие люди и профессиональные работники. "Но вот государство... Конечно, это мое личное мнение, но считаю, что государство больше думает о людях с ограниченными возможностями только на бумаге, чем делом. Особенно это проявляется в возможностях трудоустройства — работодатель совсем не заинтересован в таких работниках. Мы много искали, и, к примеру, нам говорили: зачем нам брать проблемного человека развозить коляски, если в очереди на это место пять здоровых людей...", — посетовала она. Конечно, добавила Светлана, многое сделано для инвалидов, те же пандусы, но вот общество пока не готово полноценно принимать таких людей. "Предложений о работе очень мало. Да и предлагается в основном убираться в вечернее или ночное время, что при ограничениях здоровья может здоровье еще больше ухудшить. А самое ужасное, что абсолютно нигде не получается устроиться на полставки: человеку нужно работать восемь часов, а то и все девять или десять подряд", — сказала посетительница ярмарки. В Эстонии почти каждый третий взрослый житель инвалид >> Впрочем, не все настроены скептически. Яана пришла на инфоярмарку со своими учениками из школы для детей с особыми потребностями, которые учатся в девятом классе и вскоре должны будут выбирать профессиональное учебное заведение. Посетительница мероприятия Яана "Многих заинтересовали, скорее, технические специальности. Например, деревообработка. С каждым годом возможности растут, и это прекрасно", — сказала Яана Sputnik Эстония. Зачем нужна такая инфоярмарка Инфоярмарка в Центре профессиональной реабилитации "Астангу" проходит уже во второй раз (в 2018 году мероприятие прошло 20 апреля). Специалист по развитию Центра профессиональной реабилитации "Астангу" Кай Раннасту объяснила, что ярмарка важна для понимания молодым человеком и его близкими, как найти правильную специальность и затем от учебы перейти и к работе. "Вся информация о школах, разумеется, есть в интернете, но человек с особыми потребностями намного больше нуждается в непосредственном общении с представителями учебных заведений — персоналом и учениками, чтобы найти оптимальное для себя место учебы. Даже простое задание от преподавателей поможет намного лучше понять будущему ученику, подходит ли ему та или иная специальность", — сказала Раннасту. В Нарве: на беговую дорожку от оков инвалидной коляски >> Ранее Sputnik Эстония писал о том, что в Эстонии предлагается детям с ограниченными возможностями.