Сколько весит пятёрка? Челябинские школы перешли на другую систему оценки
С начала года в некоторых школах Южного Урала введена новая система оценивания результатов. Тот же самый балл отныне имеет разный «вес», то есть важность, в зависимости от того, за что получил его школьник. Система выглядит так. Допустим, ребёнок получил пятёрки за домашнюю работу и за контрольную. «Вес» у оценок будет разный: первая потянет лишь на 40 баллов, а вторая – на все сто. То есть система стобалльная, но баллы переводятся в привычные оценки. Средневзвешенные баллы отличаются от прежних среднеарифметических. Например, школьник всю четверть делал с мамой домашние задания, аккуратно вёл тетрадь, заваливал учителя скачанными из Сети докладами и получал пятёрки. А итоговую контрольную написал на 2. По-старому он имел бы твёрдую четвёрку в четверти. По-новому – 3: контрольная перекрыла «весом» предыдущие результаты. В «Сетевом городе» это отражается Многие родители школьников не могли понять, как самим рассчитать средневзвешенный балл. Оказалось, в системе «Сетевой город» это делается автоматически. Там же приводится пример расчёта: «Пусть в течение четверти были две контрольные работы (вес каждой – 40), три самостоятельных (вес – 30), одна практическая (вес – 25) и три проверки тетрадей (вес – 10). Петя Васечкин получил за первую контрольную 3, вторую прогулял, одну самостоятельную писал сам (2 балла), вторую списал у соседа (4 балла), третью проболел. За проверку тетрадей две оценки 5 и одна 4. Практическую работу написал на 4. Если выписать оценки в ряд, получим: 3 н 2 4 н 5 5 4 4. По среднему баллу ученик претендует на твёрдую 4. Однако используем вес оценок. 3*40 + 2*40 + 2*30 + 4*30 + 2*30 + 5*10 + 5*10 + 4*10 + 4*25 = 680 баллов. Здесь первое слагаемое 3*40 – первая контрольная, второе слагаемое 2*40 – вторая контрольная, которую он пропустил, 3-е, 4-е, 5-е слагаемые с весом 30 – самостоятельные работы, 6-е, 7-е, 8-е слагаемые с весом 10 – проверки тетрадей, последнее слагаемое 4*25 – практическая работа. Совокупный вес оценок (внимание: всех обязательных оценок, а не только полученных Васечкиным): 2*40 + 3*30 + 25 + 3*10 = 225. Итоговая оценка Васечкина: 680/225 = 3,022. Средневзвешенная оценка даёт более точный уровень успеваемости». Именно из-за ухудшения итоговых оценок и переживают родители. За и против В комитете по делам образования Челябинска нам сообщили: «В соответствии с п. 10, п. 11 ст. 28 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ. Решение о переходе на расчёт средневзвешенного балла принимается образовательной организацией». Некоторые учебные заведения города перешли на новую систему в начале учебного года. Директор школы № 116 Татьяна Трапезникова уверена, что нововведение позволяет выявить слабые места ученика: «Есть дети, которые к концу четверти подходят со средним баллом по предмету 3,4, например. Они начинают улучшать успеваемость: просят учителя оценить домашнюю работу, носят рефераты, уговаривают выставить хорошие оценки за ведение тетради. Но реальных знаний-то это не отражает. Домашние работы многие делают с родителями, а контрольные ребёнок пишет плохо. И мы видим, на что следует обратить внимание». По словам руководителя, успеваемость в школе не ухудшилась. Если ребёнок проболел и не писал контрольную, он не получит ноль, который ухудшит итоговый балл. Болеет в этой четверти – напишет в следующей. Мама 13-летнего Кирилла Юлия придерживается другой точки зрения: «Это что же, рефераты – долой? Он приравнен к домашней работе и весит 10 баллов. Какой в нём смысл? Наша школа только с нового года перешла на этот средневзвешенный балл, но я уже запуталась. Посмотрела у сына в «Сетевом» оценки по истории – 5 и 4. И средний балл – 4,75. Такая вот странная математика. Тут, конечно, в нашу пользу округление, но вообще я расстроена».