Войти в почту

Суметь донести: нужно ли педагогам профильное образование

В отечественных школах и детских садах могут начать преподавать специалисты, не имеющие профильного педагогического образования. Такую инициативу выдвинули члены Совета при президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Чтобы работать в вузе или школе, необходимо очень много изучить. Помимо базовых знаний, скажем, по математике, необходимо еще и знание методики, уверена кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения математики Московского государственного педагогического университета Наталья Фирстова. – Даже если человек и умеет решать уравнения, это совершенно не означает, что он способен объяснить другим, как именно это делается. Не зря же существует такой предмет как «методика». Если у обучающегося существуют проблемы с пониманием, скажем, геометрии, то это может быть связано с тем, что преподаватель не обращает внимания на тонкости, – сказала Наталья Фирстова. – Есть также понятие переформулировки как условий, так и требований, что ведет к появлению у ученика идеи, связывающей обе этих части. А вот без владения методикой — это совершенно бесполезно. Педагог должен суметь предложить ребенку контрпример, если ученик называет что-то неточными терминами. А всему этому можно обучиться только прослушав курс методики, причем лучше всего не дистанционно. Также необходимо знать и понимать учебные пособия, которые недостаточно просто пролистать самостоятельно. Кроме того, нужно и просто хорошо владеть языком. В том же случае, по мнению эксперта, если предложение будет принято, то российскому образованию может грозить еще больший кризис. Когда из профессии уйдет поколение преподавателей, которые учились в советских школах и вузах в 50-60-х годах, когда им преподавали педагоги экстра-класса, то нас ждут колоссальные проблемы. – Я могу говорить за свой предмет. Сейчас то, что программы методики математики, по сравнению с советскими временами, сокращены в четыре раза, уже сказывается на студентах. Преподаватели сейчас недодают студентам все, чем они владеют. На это просто нет времени, – подчеркнула Наталья Фирстова. – Я даже могу пример из жизни привести. Одна из столичных школ приглашала к себе выпускника Бауманки без педагогического образования. Ну так он стоял у доски и, по факту, решал задачи сам для себя. В итоге сентябре его приняли, а в декабре уволили. Так и будет со всеми, если начать приглашать некомпетентных в вопросе педагогики людей. В настоящее время в России действует пять разработанных в 2013 году профессиональных стандартов, которые были приняты Федеральным законом № 122 в мае 2015 года. Обязательными же к применению они стали, начиная с 1 января 2017 года. Это: профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя, входящие в стандарт педагога. Педагог-психолог, педагог дополнительного образования детей и взрослых, педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также специалист в области воспитания. Преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одаренными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, обладать компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками. Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.

Суметь донести: нужно ли педагогам профильное образование
© Вечерняя Москва