Тоска по Смольному: нужен ли стране Институт благородных девиц
Член комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Виталий Милонов выступил с предложением возродить в России Институт благородных девиц. «Вечерняя Москва» спросила экспертов, есть ли необходимость в подобном учебном заведении. ОРИЕНТИР По словам Виталия Милонова, Институт благородных девиц нужно воссоздавать по аналогии со Смольным институтом Санкт-Петербурга, который существовал в Российской империи. Он стал точкой отсчета в развитии женского образования. Ученицы осваивали географию, музыку, танцы, светские манеры, рисование, словесность и виды домоводства. Особенно подробно изучался Закон Божий и языки, а главной идеей было нравственное воспитание. БРЕНД, ОКУТАННЫЙ МИФАМИ Собеседники «ВМ» не согласились с предложением депутата Госдумы. Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина подчеркнула, что Институт благородных девиц — это исторический бренд, окутанный мифами. — Если говорить по существу, то отправляли туда своих дочерей, как правило, обедневшие дворянские роды. Дальше они в холодных помещениях жили в комнатах по 10–12 человек всю свою жизнь до замужества. Они фактически не выходили, мерзли там и зубрили науки для того, чтобы стать женами уже, может быть, и не обедневших дворян и купцов. В этом смысле идея замкнутого пространства и раздельного обучения девочек в жестких условиях мне не кажется продуктивной, — поделилась Ирина Абанкина. ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ Председатель московской городской организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Марина Иванова отметила, что в современном обществе создание подобного института нецелесообразно. — За годы после революции ориентир был взят на то, чтобы благородство стало чертой любого человека и чтобы те навыки, которые получали девицы в Смольном, были свойственны каждой женщине в нашей стране. Считаю, что наличие подобных заведений подчеркивает различия социального характера, потому что девушка из бедной семьи не могла попасть в Институт благородных девиц. А основная задача сейчас — дать качественное образование всем, и это можно сделать в любой светской школе, —прокомментировала Марина Иванова. Научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Илья Лобанов выступил против гендерного разделения в обучении. — Опыт показывает, что сегрегация учеников по полам не приносит хороших результатов, тем более в современном обществе. В институте благородных девиц учили навыкам, которые были необходимы дворянкам в семейной жизни. Сейчас общественные условия изменились, и возрождать эту форму я бы не стал. Да и педагогикой это, собственно, не оправдывается, — резюмировал Илья Лобанов.