С какими нововведениями придется столкнуться педагогам?
На всероссийской конференции, проведенной недавно Министерством Просвещения, обсуждались нововведения, которых учителям не удастся избежать уже в самом ближайшем будущем. На повестке дня стояла новая модель аттестации педагогов и введение двух новых должностей. Смогут ли изменения улучшить ситуацию? Насколько они актуальны на фоне других проблем? Попробуем разобраться. Согласно Указу «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» Россия должна войти в десятку ведущих мировых государств по качеству общего образования. Поскольку реализация этой цели во многом зависит от компетентности педагогов, одной из приоритетных задач Министерства Просвещения является разработка инструментов повышения квалификации школьных учителей и методов ее оценки. Итак, к чему же нужно готовиться педагогам уже сейчас? Внедрение новых должностей В 2020 году Министерство просвещения планирует утвердить должности ведущего учителя (наставника) и старшего учителя (методиста). Проект постановления правительства, законодательно регулирующий эти изменения, уже готов, осталось устранить недочеты и представить новшества на широкое общественное обсуждение. Разрабатываемый проект под названием «Педагог» предполагает распределение квалификации учителей по уровням. Такой подход, как утверждает министр просвещения, преобразует возможности карьерного роста. При горизонтальном продвижении будет учитываться первая и высшая квалификационная категория, а новые должности установят другой принцип повышения. Кроме того, в министерстве убеждены, что учителя должны сдавать экзамены на вхождение в профессию. Для реализации этой цели планируется создать сеть независимых аттестационных центров, в которых педагоги смогут самостоятельно оценивать свой квалификационный уровень путем прохождения независимой аттестации. С этой точки зрения уместным будет вспомнить о наличии у педагогов диплома о высшем образовании. Чему учат педагогов в университетах, если для работы по профессии им необходимы дополнительные экзамены? Безусловно, постоянное развитие в процессе профессиональной деятельности никто не отменял, но разве можно оценить вклад учителя сразу? При этом ни одна комиссия не сможет определить главный критерий – любовь к детям, который в большей степени определяет профессиональную компетентность педагога. Задачи педагогической аттестации Вместе с должностями появится новая модель аттестации, которая является частью Национальной системы учительского роста, предполагающей повышение квалификации педагогов. В ее основе лежит использование единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), разработанных для оценки сформированности профессиональных компетенций. По словам министра Васильевой, это нововведение облегчит процесс аттестации учителей на рабочих местах и исключит необходимость в сборе большого количества документов и создании портфолио. Проверка учителей будет включать персонифицированный подход к оценке их компетенций, включающих различные аспекты. По мнению проректора Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе Андрея Милехина, аттестация позволит стимулировать профессиональный рост и укажет педагогам на недостатки, которые им необходимо устранить. Оценочные критерии, в том числе, включают психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. К ним относят воспитательную работу и умение создавать благоприятную среду для образования детей. Для прохождения этого этапа аттестации учителям предлагается разрабатывать сценарий урока в свободной форме и план-конспект, записывать видеоуроки и оценивать образцы самостоятельных работ школьников. Кроме того, во внимание принимается обратная связь от участников аттестации. Как заявляет господин Милехин, сформированность профессионального мышления будет оцениваться по результатам решаемых педагогами кейсов и предоставляемых ими образцов профессиональной деятельности. Какие риски и проблемы выявлены при апробации модели? Обсуждение новой модели аттестации на конференции проводилось на основании результатов апробации, в которой принимало участие 19 регионов. В ходе собрания были затронуты не только преимущества, но и возможные проблемы, связанные с объективностью оценивания и техническими деталями. Участвовавшая в испытаниях в качестве оценивающего эксперта Алла Волкова, победитель конкурса «Учитель года – 2015» и учитель физики и информатики гимназии №12 в Липецке, вынесла на обсуждение ряд серьезных вопросов. Среди них были выделены: Высокие требования к техническим характеристикам устройств для видеоматериалов. Постановочные уроки. Расхождения в толковании критериев экспертами. Недостаточная компетентность учителей в области цифровых технологий. Процедурные сложности. После их рассмотрения эксперты пришли к выводу, что от видеоматериалов при оценке, вероятно, придется отказаться. Аргументацией такого решения стали не столько проблемы учителей с поиском профессионального оборудования, сколько сложности с получением от родителей школьников разрешения на использование их изображений. При этом не меньше волнений должны вызывать постановочные уроки. История с показательными занятиями длится не первый год. Учителя регулярно готовят учеников к приходу комиссии. Очень часто между школьниками заранее распределяют вопросы и заранее подготовленные ответы, что не только исключает объективность анализа профессионализма педагога, но и лишает детей мотивации к изучению предмета. Проверка на профпригодность: учителя провалили контрольную Тем временем, после проведенной недавно проверки качества работы педагогов оказалось, что многие имеют большие пробелы в знаниях. Для оценивания использовались ЕФОМ, которые будут взяты за основу в новой модели педагогической аттестации. В разряд двоечников попали математики и учителя, преподающие основы духовно-нравственной культуры: результаты проверки показали, что каждый второй педагог является профнепригодным. Недалеко ушли и другие предметники. Лучшими из худших оказались историки, обществоведы и словесники. Но хотя они показали самые высокие балы, каждый четвертый получил неудовлетворительную оценку. Исходя из этих результатов, можно предположить, что реализовать программу Национальной системы учительского роста получится не скоро. Более того, рано говорить о каких-либо мерах по улучшению состояния преподавания в школах вообще. Специалисты Рособрнадзора уверены что, прежде всего, необходимо внимательнее относиться к системе педагогического образования и повышения квалификации молодых специалистов. Они вполне справедливо заявляют, что объективная оценка лучше, чем завышенная и несоответствующая реальности. «Ложные цифры» или как биологи литературу преподают Пока министры решают, как лучше проводить аттестацию педагогов, и какие новые должности нужно вводить в школах, учителя возмущены острой нехваткой кадров и необходимостью совмещать предметы. Бурные обсуждения были подогреты выступлениями министра просвещения в Госдуме, заявившей, что она не видит ничего плохо в том, чтобы физики вели уроки по биологии. Согласно официальным данным статистики только 1% российских школ, в том числе сельских, испытывают дефицит педагогического состава. Однако реальность значительно отличается от "нарисованных" цифр. Недостаточная укомплектованность кадрами становится очевидной даже в пределах ближайшего Подмосковья. В более удаленных городах и, так называемых, «глубинках» ситуация обстоит еще хуже. Первый зампред Комитета по образованию и науке ГД Олег Смолин опровергает официальную статистику. Он заявляет, что по результатам опроса, проведенного «Народным фронтом», в 48% учебных заведений общего образования отмечается недостаток учителей, в особенности по русскому языку и литературе, иностранному языку и математике. Кроме того, исследования РАНГХиГС показывают увеличение доли учителей, работающих на 1,5-2 ставки до 13%. Такие неутешительные показатели в большей степени связаны с условиями труда педагогов. Главной причиной нежелания работать в школе является низкая зарплата. Несмотря на указы президента, согласно которым учитель должен получать около 25 тысяч рублей, чтобы получить такую зарплату педагогам приходится работать за двоих. И это не образное выражение. Например, специалистам Омской области удается заработать эту сумму только при наличии 2 ставок. Для сел и маленьких городов негативными факторами, помимо отмены 25%-ной надбавки после введения новой системы оплаты труда, выступают плохие условия проживания. Отсутствие жилья и низкие доходы вынуждают учителей переезжать в мегаполисы. Преимущество отдается столице, куда стремятся попасть и жители Московской области. На педагогов, которые остаются на местах, ложится вся нагрузка. К примеру, один учитель из Забайкалья в течение длительного времени преподавал 6 предметов. Будучи учителем физики и математики, ему «посчастливилось» взять на себя историю, информатику, черчение и музыку. В другой школе на Алтае педагоги также берут на себя сразу несколько предметов, совмещая географию с ОБЖ и биологией или труды, рисование и физкультуру с русским языком. И таких примеров очень много. Если не брать во внимание, что в существующих условиях снижается желание работать в школе, открытым остается самый главный вопрос: а как же качество образования? А с качеством как раз все плохо, поскольку при большой загруженности у педагогов просто физически не хватает времени на подготовку к урокам. Несмотря на то, что с некоторыми смежными предметами они могут справиться, большинству требуется осваивать материал с нуля, а это не может не отразиться на знаниях школьников. В результате, какие бы планы не строили эксперты по повышению качества образования, на данном этапе система не способна обеспечить ключевых игроков базовыми потребностями, что замедляет процесс развития и достижение целей государства.