Физически ощущаю надвигающуюся катастрофу в образовании

Я пришла с годового заседания своей Кафедры Инженерной Кибернетики совершенно в растрепанных чувствах и, наверное, в первый раз за мои полтора года в фб, решила излить душу в посте, как в личный дневник, без корректуры, без ожидания лайков. Просто может из пространства фб начнет формироваться какое-то сочувствие и ответ. Работая по всему миру с американскими, европейскими, китайскими корпорациями, у меня после некоторого калейдоскопа событий установилась довольно четкая национальная картина высококвалифицированных кадров в математике, программировании, инженерной кибернетике в крупнейших международных корпорациях. Руководителей инженерных центров обычно зовут Раджеш или Камал или Ануж или... R&D лаборатории по миру практически на 80% укомплектованы индусами, в остальных 20% – элитой являются возрастные русские технари, еще старой школы образования. Американцы и Европейцы обычно занимают руководящие маркетинговые, административные или финансовые посты. У нас была фантастическая научная фундаментальная школа в области точных наук с уникальной системой воспроизводства педагогического состава. Потом пришли черные дни, когда главной наукой стала считаться экономика, а подготовку в ней специалистов можно было осуществлять системами типа ЕГЭ и заполнения тестов и таблиц. И эта зараза начала разъедать и опутывать и базовые фундаментальные кафедры. Мы – КИК НИТУ МИСиС – еще держимся на моем личном авторитете, но это уже больше похоже на остров знаний, вокруг которого бушуют вражеские силы. – «Пусть студенты сами выбирают курсы, которые им нужны!» – Да, твою же мать! Откуда они знают какие фундаментальные курсы им нужны? Что они выберут сами? – «О. А. дети приходят с ЕГЭ и не умеют говорить с преподавателем. С ними никто не разговаривал до нас. Их просто натаскивали по определенным типам задач». – А мышление может развиваться опираясь на определенный системный путь. И педагог – это человек, показывающий возможный путь. – «В соответствии с kpi программы 5/100 мы не можем отчислять двоешников. И они про это знают. Приходят бесконечное количество раз на пересдачу». – Да, блин. Ко мне на кафедру стоит очередь в 72 человека из других ВУЗов ФизТеха и т.п. Отличных ребят, которые хотят учиться. А мы не можем убрать лентяев и взять звезд, потому что показатели! И т.д. и т.п. Я физически ощущаю надвигающуюся катастрофу в образовании и не понимаю, кому же в нашей стране это надо? Сейчас 7 человек из топ проектировщиков Cognitive взяли на себя педагогические нагрузки, чтобы не потерять ребят на раннем фундаментальном уровне. Нам не нужны программисты с курсов 1С. Этих пусть МГУ готовит, говорят у них появилась специальность экономическая (блин) кибернетика. И никому не смешно с этого названия. Но я хочу, чтобы у наших талантливейших детей был в новом мире шанс. Они достойны лидерства. И в смысле образования я готова объяснять потребность в профессионалах на всех уровнях руководства страны. А пока... Пока я пришла с заседания кафедры совершенно разбитая. Я вижу своих коллег, которым приходится каждый день, как на фронте, отстаивать перед руководством Университета элементарные вещи – необходимость фундаментальной подготовки в математике! Ну я вместе с ними – на баррикады! Здесь уж – до последней капли крови. Источник: Блог Ольги Усковой

Физически ощущаю надвигающуюся катастрофу в образовании
© Деловая газета "Взгляд"