Специалисты объяснили, сколько должен начинаться первый урок в школах
Американские ученые уверены, что современные дети страдают от хронического недосыпа. Эксперты рассказали «ВМ» о плюсах и минусах второй смены. Споры о том, во сколько должны начинаться занятия в школе, ведутся уже давно и на разных уровнях: спорят учителя, спорят чиновники, спорят врачи и, в конце концов, спорят сами учащиеся. За последние 30 лет время, в которое звенел звонок на первый урок, в российских школах менялось несколько раз, варьируясь в промежутке от 8 до 9 часов утра. Некоторым «повезло» (а может, и без кавычек) поучиться во вторую смену, когда занятия начинались после полудня. Американские ученые опубликовали новое исследование, согласно которому слишком раннее начало занятий ведет к хроническому недосыпу, который, в свою очередь, является причиной низкой успеваемости и проблем со здоровьем. Как мы уже писали ранее, среди педагогов нет единого мнения по поводу второй смены. Одни считают, что выспавшиеся дети гораздо более продуктивны, лучше усваивают материал, испытывают больший интерес к предметам. С другой стороны, на внеклассные занятия при таком распорядке дня времени практически не остается. Ходить в кружки и секции с утра смысла нет — ведь нужно выспаться, иначе зачем учиться во вторую смену? Вечером нужно делать домашнее задание, да и отдыхать когда-то нужно. — Я сама помню, как мы учились во вторую смену, — рассказывает педагог-психолог Анна Бурмистрова. — Классы поочередно переводили то на первую, то на вторую. И те, кто приходил в школу с утра, завидовали тем, кто приходит чуть ли не к полудню. Но стоило неделю поучиться во вторую смену, как все понимали — ничего хорошего. Сегодняшняя образовательная программа предполагает еще большую нагрузку на детей, и детям сложно даже успеть сделать всю «домашку», не говоря уже о развлечениях и спортивных секциях. В ходе исследования, проведенного американскими учеными, были изучены две группы школьников. У первой занятия начинались в 07:50, вторые приходили к первому уроку в 8:45. Успеваемость второй группы повысилась на пять процентов. Однако, даже принимая во внимание биологические особенности людей разных возрастов, психологи предостерегают: тезис о подростках-«совах» сами подростки могут превратить в эффективную «отмазку». — Естественно, уложить подростка спать в 10 вечера нереально, — говорит психолог Дарья Чунина. — При этом родителям нужно быть готовым к манипуляциям. Фразе: «Ложись спать, второй час ночи уже», они могут противопоставлять научный факт: «Я подросток, я «сова», я не могу засыпать так рано». Нужно во всем знать меру. Детям всегда кажется, что их энергия нескончаема, однако нервное истощение накапливается, и более-менее сильный стресс может стать причиной нервного срыва. В целом ученые сходятся на том, что начало учебного дня — это случай, когда полумеры будут востребованы. Эффективен будет перенос звонка на первый урок на час-два, но не на полдня.