Духанина: знание передовых технологий способно дать новый импульс каждому
Почему финансовая грамотность становится сегодня второй азбукой? И для чего объединили усилия сотрудники просветительской организации с учеными МИФИ? Об этом корреспондент "Социального навигатора" поговорил с председателем Российского общества "Знание", заместителем председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовью Духаниной. – Любовь Николаевна, чем вызвано решение Российского общества "Знание" объединить усилия с научно-образовательным центром "Заочная школа МИФИ" для реализации совместного просветительского проекта "Азбука цифровой экономики"? – Тема проекта – цифровая экономика – является одним из приоритетных направлений деятельности общества "Знание". Это ведь, по сути, целая новая индустрия. Технологии, которые кардинальным образом изменят и уже меняют нашу жизнь. Они затрагивают каждого, поэтому так высока потребность в динамичном, адресном, гибком информировании людей о новых связанных с ними перспективах и возможностях. Наша совместная деятельность с Заочной школой МИФИ как раз и позволяет это обеспечить. Эксперты вуза принимали самое непосредственное участие в разработке профессионального стандарта "Консультант в области развития цифровой грамотности (цифровой куратор)". Команда имеет внушительный опыт проведения вебинаров разных форматов. У слушателей будет возможность не только прослушать онлайн-семинар, но и обсудить тему с экспертами высочайшего уровня. А затем пройти тестирование по итогам, получить сертификат. – Кто будет вести вебинары? Станут ли они постоянной составляющей просветительской афиши общества "Знание"? – В числе наших лекторов – руководитель Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН Юрий Черный, основатель стартапа "Платформа интернета вещей GreenPL" Никита Самойлов, генеральный директор резидента "Сколково" компании General VR Андрей Суздальцев. В качестве экспертов презентации практической ценности ряда технологий выступают и стартапы, и резиденты Сколково. Это дает разносторонний взгляд на проблематику – и слушателям, и проекту в целом. – Как сообщается в анонсе, все участники получат выпускной сертификат. Как бы вы оценили деловой вес этого документа? – Сертификат – дополнительный бонус при будущем трудоустройстве или аттестации. Его обладателями станут все участники, прошедшие тестовые испытания на выпуске. Представляя собой серию вебинаров, программа позволяет каждому слушателю составить собственную траекторию обучения. Чтобы в результате разобраться с тем, что такое интернет вещей, облачные вычисления, блокчейн. Есть разделы, посвященные философии и практическим примерам реализации сквозных технологий цифровой экономики. А наш сертификат является независимым подтверждением того, что его обладатель освоил необходимое содержание. Что важно для любого работодателя. Участникам предлагаются и другие бонусы. Например, семи тысячам слушателей вебинара "Интернет вещей" предоставлен бесплатный доступ к образовательной платформе интернета вещей сроком на месяц. Они пробуют систему на "вкус", знакомятся с технологиями в практике. На текущий момент "Азбуку цифровой экономики" в онлайн-режиме изучают двенадцать тысяч человек. Кроме того, мы стали доступнее и для тех, кто не имел возможности присоединиться к вебинарам в рамках заявленного времени. Теперь ежедневно около семисот-восьмисот участников просматривают их в записи. – Специалисты каких исчезающих профессий получили приглашение к участию в вебинарах? – С технологической революцией связаны самые разные прогнозы по трансформации и даже исчезновению ряда профессий. В первую очередь эти вопросы волнуют профессионалов, чья деятельность уже претерпела изменения под влиянием цифровых продуктов. Если нужны примеры, пожалуйста. Можно назвать бухгалтеров, страховщиков и даже слесарей. Технологии цифровой экономики кардинально изменят, что вполне логично, и существующие экономические модели. Исключением не станет и педагогическая сфера. Сегодня тут активно развиваются и совершенствуются онлайн-сервисы. Получили применение технологии виртуальной и дополненной реальности. Но одним из важнейших эффектов образования было и остается все-таки вхождение в сообщество. Неслучайно многие выпускники ведущих вузов ставят принадлежность к сообществу выше прочих образовательных приобретений. Поэтому так много внимания в проекте уделяется социо-гуманитарным составляющим. Знание передовых технологий способно дать новый импульс каждому члену общества. Не только тем, чьи профессиональные задачи оказались под угрозой исчезновения, но и работникам высоко востребованных специальностей. – Представители каких наук и образовательных организаций заявили о желании осваивать "новый предмет"? – Среди наших слушателей сотрудники детских садов, вузов, исследовательских институтов. В вузах и колледжах к нам подключаются студенты и преподаватели. Самому юному едва исполнилось 14, а самому опытному – 76. Вообще десятая часть слушателей вебинаров –люди пенсионного возраста. В этом и привлекательность цифрового мира – никаких ограничений по возрасту! Интерес к проекту проявляют и старшеклассники, делающие первые шаги в мире профессий. И люди, по разным причинам расстающиеся с прежним ремеслом. Проект прирастает сотрудниками органов власти различных уровней, государственных учреждений, предприятий. Специалистами в области менеджмента, страхового дела. "Азбука цифровой экономики" оказывается нужной всем, это роднит ее с обычной азбукой. – Смогут ли представители подвергающихся автоматизации профессий освоить профессиональный стандарт "Консультант в области развития цифровой грамотности (цифровой куратор)"? – Это зависит только от желания самих людей. В целом, чтобы стать цифровым куратором, достаточно пройти обучение и сдать профессиональный экзамен в нашем центре. Уже до конца этого года мы рассчитываем открыть десять экзаменационных центров, обучающих по современным модульным образовательным программам.