Таланты без границ: яркие победы учеников Светлановской школы искусств
Детская школа искусств имени Е.Ф. Светланова в 2018 году стала обладателем Гран-при конкурса на гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства. Как одной из районных школ искусств удалось победить среди 154 образовательных учреждений? Что помогает ее незрячим ученикам становиться лауреатами и дипломантами всероссийских и международных музыкальных конкурсов? Какова роль принципа инклюзивного образования в воспитании и обучении детей? На эти вопросы mos.ru ответили в детской школе искусств имени Е.Ф. Светланова. «Гран-при конкурса Мэра — это для нас как “Оскар” среди музыкальных школ» Внешне Светлановскую школу искусств ни с чем не перепутаешь. Прямо на фасаде аккуратного двухэтажного здания, расположенного в паре минут ходьбы от станции метро «Алексеевская», — фотографии и цитаты дирижера и композитора Евгения Светланова. Внутри здания вроде бы все так же, как и в любой другой музыкальной школе России: на стенах множество грамот и дипломов воспитанников, слышны звуки рояля, в холле ждут детей с занятий мамы и бабушки. Впрочем, так же здесь не все. В коридор неуверенно выходит мальчик. К нему сразу же подбегают девочки с бантами: «Тебе помочь? Куда тебя отвести?» Мальчик смущенно отнекивается. Наверняка он уже выучил наизусть все нужные маршруты. В школе искусств имени Е.Ф. Светланова ребята с полной потерей зрения учатся наравне с остальными, то есть по единым образовательным программам, адаптированным для них с помощью специальных средств обучения. Это и есть инклюзивное образование и равные возможности. «Победа стала большим сюрпризом и огромной честью для нас, — встречает нас в своем кабинете директор школы Сергей Рязанцев. –– Это словно, знаете, получить “Оскар” среди музыкальных школ. Думаю, Гран-при присудили нам, потому что оценили наши усилия в инклюзивном образовании». Школа равных возможностей 15 лет назад на фортепианное отделение Светлановской школы приняли незрячего мальчика, который поразил преподавателей своими способностями и целеустремленностью. Сейчас Даниил Лисиченко является победителем олимпиады по теоретическим дисциплинам Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, лауреатом и дипломантом городских конкурсов по композиции, синтезатору, компьютерной музыке, фортепиано, а также студентом Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского. За ним потянулись и другие ребята. Например, из расположенной неподалеку школы-интерната № 1, где учатся дети с полной и частичной потерей зрения. Оказалось, что многие незрячие дети обладают большими способностями к музыке. «Эти ребята очень талантливы. Многие из них на порядок превосходят сверстников, — говорит Сергей Рязанцев. — У большинства из них абсолютный музыкальный слух!» Но работа с особыми детьми потребовала от преподавателей большего. «Сейчас у нас учатся 14 ребят с частичным нарушением зрения или полным его отсутствием. У кого-то из них аутизм, детский церебральный паралич, синдром Дауна. К каждому из них нужен свой подход, работа с каждым требует особых профессиональных навыков. Было трудно, но наши специалисты блестяще справились с этой задачей, позже к нам перешли четверо преподавателей из школы-интерната № 1. Мы заказали специальную литературу — ноты по Брайлю, необходимое обучающее оборудование — специальные доски, инструменты. И все получилось», — рассказывает директор школы. Достигнуты и результаты — дети стали стипендиатами Правительства Москвы, лауреатами и дипломантами фонда «Новые имена», международных конкурсов детского творчества. «Вы понимаете, что на какой бы конкурс они ни поехали, то отовсюду возвращаются с Гран-при и дипломами I степени, — улыбается директор. — А выпускники успешно поступают в профильные учебные заведения. Двое из них заканчивают обучение и возвращаются к нам уже преподавателями. Это студент Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Тришкин и студентка Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского Алена Наместникова. Мы их очень ждем». Жюри кричало: «Браво!» Кроме Гран-при, у Светлановской школы есть еще две важные награды — лауреатами I степени стали фольклорный ансамбль «Свечаник» и пианист Евгений Николаев. О незрячем пианисте-виртуозе Жене Николаеве страна узнала в 2016 году, когда он одержал триумфальную победу в телепроекте «Синяя птица». Кроме того, Евгений является лауреатом I степени таких международных фестивалей и конкурсов, как «Езерски Бисери» (Македония), «Новое время» (Суздаль), «Звезды в Хануках» (Израиль), «Хрустальный камертон» и других. Как сказал сам лауреат, музыкой он занимается с трех лет — начал, когда ему подарили синтезатор. «Семья у Жени очень музыкальная. Дед учил его играть на аккордеоне, — рассказывает преподаватель Любовь Жаркова. — В пять лет он поступил в детскую музыкальную школу имени С.М. Майкапара, а в семь с половиной пошел учиться в школу-интернат № 1 и перевелся к нам. У меня Женя учится восьмой год. Было ли сложно? Да. Поначалу очень помогала бабушка. Она читала Жене ноты по тактам, а он запоминал их и играл. Потом он освоил азбуку Брайля и стало легче». Культурные гранты: как работает система поддержки школ искусств Победа в конкурсе на гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства, за которую сражались сотни талантливых пианистов, была отдана Жене безоговорочно. Отдельная гордость школы — фольклорный ансамбль «Свечаник», художественным руководителем которого является Ирина Головина. Дети углубленно изучают песенные традиции юга России — Белгородско-Воронежского пограничья и Липецкой области. Многие песни собраны в фольклорных экспедициях. По рассказам очевидцев, после их выступления в финальном туре конкурса на гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства аплодировали не только зрители, даже члены жюри кричали: «Браво!» Ансамбль «Свечаник» — лауреат многих российских и международных фестивалей и музыкальных конкурсов. Ансамблю присвоено звание «Московский городской творческий коллектив». «Детей надо просто учить!» По словам Сергея Рязанцева, 2018 год стал для школы настоящим прорывом. Сергей Собянин одобрил проект, связанный с обучением незрячих детей музыке. В здании школы-интерната № 1 открылось отделение детской школы искусств имени Е.Ф. Светланова «Равные возможности». Теперь учиться музыке могут еще 60 незрячих детей. Малыши держатся за впереди идущего и змейкой движутся по коридору, направляясь на занятия по хору. В коридорах уютно и тихо — хорошая звукоизоляция дает возможность одновременно осваивать вокал старшим и заниматься сольфеджио среднему звену. «Ребята занимаются музыкой с большим желанием, — отмечает методист инклюзивного образования заслуженный работник культуры Валентина Рязанцева. — Учебный процесс у детей очень насыщенный. Они побывали во многих московских музеях, в каждом из которых проводят экскурсии, разрабатывают образовательные программы, адаптированные для детей с частичным нарушением зрения или с полным его отсутствием. Нашим детям очень важно слушать, трогать — так они учатся. Ребята очень талантливые, у них фантастическая техника, понимание музыки, теоретические знания у них замечательные. Их нужно просто учить. Мы не воспринимаем их как детей с особенностями здоровья. Это молодые люди, которые хотят жить и получать от жизни все, чего они достойны. Мы должны дать им этот шанс». «Это беспрецедентно!» Что в планах? Открыть отделение изобразительного искусства, в отдаленных мечтах — создать театр, организовать занятия по ритмопластике. А одна из основных задач — готовить новых лауреатов и победителей конкурсов и во всем соответствовать высокой оценке, которую Москва дала в этом году Светлановской школе. А в 2019 году здесь пройдет ремонт. «Мы попадаем в проект Правительства Москвы “Искусство — детям”, — сказал Сергей Рязанцев. — Это беспрецедентная программа по модернизации школ искусств и музыкальных школ. В 149 зданиях проведут капитальный ремонт, который уже идет в более чем 60 школах. Обновят оборудование, закупят мебель, инструменты. Такого никогда не было. Я работаю здесь 21 год. За все эти годы ничего даже близкого по масштабу не проходило. Это беспрецедентно!». А сейчас школа начинает подготовку к большому для нее событию: 17 марта в концертном зале имени Гнесиных состоится совместный инклюзивный концерт «Равные возможности». Сергей Собянин: «Искусство — детям» — это беспрецедентная программа по модернизации школ искусств Сергей Собянин: Московское образование — лучшее в России и одно из лучших в мире Гранты Мэра Москвы присуждаются три года подряд. Главная цель — поддержка и развитие одаренных детей и молодежи, которые добились первых серьезных успехов в искусстве. Общий грантовый фонд составил 3,74 миллиона рублей. По данным мониторинга 2018 года, в 122 учреждениях дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры Москвы, учатся 423 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они успешно обучаются по таким направлениям дополнительного образования, как игра на музыкальных инструментах, сольное пение, музыкальный фольклор, живопись, хореографическое и театральное творчество. С 2017 года количество детей с ОВЗ, частичным нарушением зрения или полным его отсутствием, обучающихся в школах искусств и музыкальных школах Москвы, увеличилось почти вдвое. Преподаватели ежегодно проходят бесплатные курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования, участвуют в конференциях и мастер-классах по обобщению лучшего педагогического опыта работы с детьми с ОВЗ на разных отделениях школ искусств и музыкальных школ. Запись ребенка в школу искусств на общеразвивающие программы Запись ребенка в школу искусств на предпрофессиональные программы Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества Запись ребенка на занятия физической культурой и спортом