Чаты в Ватсап и гиперопека родителей. Учителя о работе в современной школе
В октябре в России отмечают День учителя. Сегодня педагогам, по данным ВЦИОМ, доверяют больше, чем политикам. В последнее время сфера стала более привлекательной. Например, в 2012 году только четыре процента российских родителей хотели бы, чтобы их дети стали учителями, а в 2017 году эта специальность даже вошла в Топ-5 народного рейтинга, набрав десять процентов. «АиФ-Юг» выяснял, кто и зачем сегодня идёт в школу. «Уходила, но всегда возвращалась» «С детства хотела работать в школе, - рассказывает учитель начальных классов Наталья Величко. - Закончила педучилище, устроилась по специальности. Два раза увольнялась, а потом снова возвращалась: тянуло к детям. Вместе с ними я развиваюсь. Казалось бы, наш труд монотонный, каждый день одно и то же - уроки, перемены. Но это не так. Дети непредсказуемы, постоянно поражают и удивляют. Все они разные, нужно лишь найти подход. Учитель живёт в мыслях и поступках своих учеников. Первой причиной моего ухода была маленькая зарплата. Во второй раз не сложились отношения с коллегами». За первое полугодие 2018 года с учётом отпускных средняя зарплата учителей составила 34496 рублей. Правда, многим о такой сумме приходится только мечтать. «Получаю 15 тысяч рублей, - продолжает Наталья Викторовна, - подрабатываю репетиторством, веду групповые дополнительные занятия на платной основе. Времени на отдых не хватает. Многие учителя из-за низкой зарплаты загружают себя работой, чтобы хоть как-то выживать». Выдержит не каждый В один голос учителя признаются: работы в последние годы стало больше. Помимо бумажного журнала теперь ввели и электронный, вместо пары методичек сейчас нужно готовиться к урокам по десяткам дополнительных тетрадей и пособий. У многих педагогов есть собственный сайт. Добавьте к этому регулярную отчётность, которую должны предоставлять педагоги руководству. Не каждый выдержит такую нагрузку. В банке краевой службы занятости всегда есть вакансии предметников, а в педагогическом вузе стенды увешаны объявлениями о трудоустройстве. «Молодёжь в школу не идёт, потому что там большая ответственность и огромный труд, а оплачивается он скромно. Вспомните, учитель всегда был авторитетом, сейчас, к сожалению, ученики могут позволить себе лишнее, нагрубить учителю. Раньше снимали добрые фильмы про учителей, про судьбу педагога, были популярны рассказы о школьной жизни. Теперь на телевидении смакуют неприятные эпизоды с участием педагогов. Это накладывает отпечаток на всех нас. Но в школе много тех, для кого профессия - призвание», - рассказала победитель конкурса «Учитель года Кубани -2017» Ирина Храмова. Ирина Васильевна преподаёт английский язык и ставит себе задачу быть не просто источником информации - с этим сегодня легко справляются гаджеты. Она не желает быть просто контролером, а стимулировать у ребёнка желание учить себя. «Важно уметь мотивировать. Зачем нужен английский? Знание языка поможет расширить круг общения, найти друзей из разных стран, даст возможность путешествовать по миру. Ведь путешествия - это то, о чём мечтает большинство людей на земле. Кроме того, можно будет получить качественное образование не только у нас в стране, но и за границей. И я уже не говорю о чтении сонетов Шекспира и стихов Бёрнса в подлиннике», - объясняет педагог. «Работать нужно с родителями» «Воспитание - сложный и многоуровневый процесс. Он начинается с семьи, когда ребёнок ещё не ходит в школу. Семья первостепенна. Затем подключаются образовательные организации, - говорит победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016» Александр Шагалов. - Для успешного воспитания личности необходимы совместные усилия родителей и школы. Сложно будет добиться хорошего результата, если обе стороны не могут найти между собой общего языка, а это в некоторых случаях сделать очень трудно. Например, в школе учитель говорит о пользе чтения, а ребёнок, вернувшись домой, слышит от родителей, что и без этого можно прожить, это не главное в жизни. Каким тогда будет результат? Да, можно прожить без чтения и писать, не зная грамоты, но каким будет такой человек и каких воспитает детей?». Работа с родителями - особая тема. Благодаря современным возможностям и новым технологиям учителя стали чересчур «доступны»: с ними «дружат» в соцетях, общаются в чатах. «Помню, раньше, чтобы осведомить родителей о чём-то, обзванивала всех со школьного стационарного телефона. А к тем, у кого нет в квартире средства связи, приходилось ехать домой, - объясняет учитель Наталья Деркач. - Теперь есть группы в Ватсап, там в одно мгновение информирую сразу всех. Правда, несколько раз удаляла эту группу, когда общение переходило уже личные границы. Ирина Храмова тоже считает: современные мамы и папы чересчур активны. Подходят к учителям по любому поводу и без: «Почему у моего ребёнка четвёрка, а не пятёрка?», «Зачем пересадили за другую парту?»... Такая гиперопека излишня. Большинство вопросов дети могут решить самостоятельно. «Современные школьники раньше взрослеют, быстро схватывают знания, легко переключаются на разные виды деятельности во время урока, но их память часто оказывается кратковременной, - продолжает учитель русского языка и литературы Александр Шагалов. - Возможно, это связано с большим потоком информации, который окружает всех нас. Нужно уметь отбросить ненужное и оставить для себя полезное - с этим и взрослый не всегда справится. А так современные дети - это обычные дети, которым присуще всё детское... ». «Дочка приходит после уроков домой, делает причёску, как у её учительницы, и ещё полдня играет в школу, - делится мама третьеклассницы Инна Кулакова. - Подражает, повторяет манеры и интонацию. Говорит - когда вырастет, будет работать, как её Виктория Сергеевна. И я понимаю: нам с педагогом повезло». Компьютер не враг, а помощник «Мой педагогический стаж - 46 лет, - рассказывает учитель истории и обществознания Ирина Федорук. - Меня спрашивают: как с течением времени менялась школа, система преподавания, учебная программа? Изменения к лучшему или к худшему? К лучшему, потому что в прошлом для учителя осталась невозможность выражать собственную точку зрения. Существовали общеупотребительные догматичные истины, и именно их нужно было выдавать детям. Благодаря реформам в образовании учителя получили возможность для творчества, креатива. В школе - свобода слова. Дети не мыслят шаблонами. Взаимоотношения «учитель-ученик» стали более непринуждёнными, выстраиваются как диалог. В этих условиях педагогу приходится балансировать, нельзя допустить вседозволенности, амикошонства. Субординация должна быть чёткой, а палку в ту или иную сторону перегнуть легко. По мнению учителя, будущим педагогам в вузах нужно преподавать больше лекций, посвящённых нюансам воспитательной работы в детском коллективе. Сомнительна также необходимость заниматься бесконечными отчётами: в электронном формате, на бумаге, с дублированием. В ХХI веке неправильно утверждать, что компьютер отвлекает от учёбы, считает она. Умные технологии помогают, развивают. Когда-то учителя, чтобы раздобыть нужную информацию, шли в библиотеки и архивы, подолгу там просиживали. Теперь можно просто зайти в Интернет. Там, правда, существует опасность в виде фейков. Современный педагог должен научить, как в Сети не запутаться. На обществознании Ирина Федорук даёт задание: найти в Интернете такую-то информацию. Потом, на уроке, устраивает разбор полётов, рассуждает и аргументирует: насколько факты объективны, чем подтверждаются, проверяются. «Информационные технологии помогают и в общении с родителями, - подводит итог педагог. - Папы и мамы виртуально контролируют успеваемость, посещаемость ребёнком школы и массу других аспектов, связанных с учёбой. У каждого из них есть пароль доступа к электронному журналу. В соцсетях - тематические группы. Наконец, у школы есть сайт, чат для общения. Мне нравится современная школа. Да, не хватает финансирования, есть другие сложности. Но неправильно рассматривать школу в отрыве от общества в целом, экономики. Если мы решим глобальные проблемы страны, то и в школе они исчезнут. Однако ждать этого можно долго, а начать можно сейчас. Не так уж много учителю и надо: уважение, больше свободного времени для себя, семьи, финансовая независимость. Ведь не только учитель должен и обязан обществу, но и общество – учителю».