«Хочу своим детям счастливую жизнь»: ижевчанка о том, почему забрала сына из школы и перевела на семейное образование

Звонок на перемену, одноклассники, любимая физкультура или урок музыки, строгие, но справедливые учителя можно ли обойтись без этого атрибута детства? Ижевская семья Кривощековых уверена да. Поэтому перевела двух своих совершенно здоровых детей на семейное образование, взяв ответственность за их обучение на себя. Что такое семейное образование Семейное образование форма получения образования в России, которая предусматривает изучение общеобразовательных программ вне школы, например, дома. Она дает право учащимся проходить промежуточные аттестации в школе, а также обязательно сдавать ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11. Для получения допуска к ним учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию. Семейное образование, раньше малораспространенное в Ижевске, с каждым годом набирает популярность. Только за год количество желающих учить своего ребенка вне школы выросло на 40 человек. За последние три года количество детей, получающих семейное образование, увеличилось в 1,5 раза Однако происходит наоборот, когда дети, получавшие знания на семейном образовании, возвращаются обратно в школы. Это те, кто вовремя не ликвидировал академическую задолженности или те, кто по семейным обстоятельствам уезжали из страны, а вернувшись продолжали учиться в школе. - За последние три года идет увеличение детей, получающих семейное образование, - объяснили в Управлении образования Администрации Ижевска. В 2015-2016 учебных годах 91 ребенок, в 2016-2017 учебных годах 119, а в 2017-2018 учебных года уже 159. Мама научит - У меня двое детей, и они оба на семейном образовании, - объясняет Наталья. Дочке осенью будет 7 лет, а сыну уже 11. Сейчас я знаю десятки семей, чьи дети учатся дома. Но когда нам это пришло в голову, не знала никого. Фото: личный архив Со старшим сыном Арсением все было стандартно: сначала детский сад, затем 1 сентября и школа. Отучившись первый и второй класс, ребенок сам решился на серьезный разговор и спросил у родителей, можно ли учиться по-другому, не в школе. В заданиях, которые ему давали учителя, он не видел смысла, а учеба стала скучна и неинтересна. Он поник, пропал блеск в глазах. Любопытный от природы, сын всегда посещал много кружков. Но из-за уроков, физически перестал успевать ходить на те занятия, которые любит. Мы поняли, что такая учеба не подходит по смыслу жизни нам это я имею ввиду всю семью: и ребенка, и родителей. Наталья Кривощекова Лучше, чем школьный учитель? Семья Кривощековых не скрывает, в школе на решение перевести сына на семейное образование отреагировали очень плохо. Педагоги восприняли это как личную обиду. Однако Наталья убеждена, ее ребенок не должен находиться в школе с 8 утра до 16 часов дня, откладывая на второй план массу других увлечений. Сидя часами за партой он не развивается. - У нас был один из лучших лицеев города, великолепный педагог и я всем рекомендую учиться у нее. Но дело не в педагоге или школе, а в образовательной системе, которая сейчас функционирует, - продолжает Наталья. Не опережаем школьную программу Распорядок дня у 11-летнего Арсения - на зависть многим ровесникам. Его день может начаться не с учебников по математике или русскому языку, а с занятий в бассейне или айкидо в зависимости то того, что указано в личном расписании. - В начале года мы получаем от школы учебный план. Затем на консультации договариваемся с педагогами, в какой форме какой предмет необходимо сдавать, - объясняет Наталья. - Мы делим всё на блоки: часть сдадим в начале года, часть - в конце, а что-то можем сдать уже сегодня. Думаем, каким предметам нужно уделить больше внимания, дополнительно привлечь специалистов, а какие пройдем самостоятельно. Свое расписание Арсений составляет на весь год, но оно поддается корректировке. Помимо обычных школьных предметов, сюда входят арт-фехтование, театр, айкидо, бассейн, шахматы, робототехника, курсы по коммуникативным технологиям и Теория и решение изобретательских задач . Все школьные предметы Арсений проходит либо дома самостоятельно, либо приходит на групповые занятия в интеллектуальном клубе, которым руководит его мама Наталья. В клубе он занимается с разными ребятами, среди них есть обычные школьники, мечтающие подтянуть предмет, семейники, заочники. Одним словом, все желающие. - В этом году у одноклассников сына добавляется история, а мы уже изучали ее. Я считаю, что невозможно изучать литературу Древней Руси, если ты не знаешь историю Древней Руси. Это какой-то парадокс, - удивляется Наталья. Но мы не стараемся опережать школьную программу. Здесь мы говорим о метапредметном подходе. Он у меня обычный ребенок Свободное время, которое можно потратить на прогулки с друзьями еще один пункт, строго прописанный в расписании Арсения. Но на счет прогулок и гаджетов всегда существует договор. Например, телефон нужен не ребенку, а родителю, - считает Наталья. - Это родители волнуются, контролируют. А если нет такого контроля, ребенок вынужден сам решать свои задачи, приходить, как договорились. И это правильно. Кстати, телевизора дома тоже нет. Он нашей семье не нужен. Фото: личный архив У Арсения много друзей разных возрастов. Лучший друг тоже на семейном образовании, с другими ребятами объединяют общие интересы. - Он дружит и с мальчиками, и с девочками. Это и есть та социализация, которая должна быть в нормальном обществе - когда умеешь общаться с разными людьми, разного возраста и разных интересов, - говорит Наталья. Я считаю, что он приобретает так много всего, что никогда бы не получил, учась в школе. Кстати, младшая сестра Арсения - 7-летняя Анита на семейном образовании с самых пеленок. Девочка не ходила в детский сад, и отдавать ее в школу родители также не планируют. - Я хочу, чтобы у моих детей было счастливое детство. Жизнь состоит из каждого дня. Нельзя отложить счастье на завтра, поэтому не хочу, чтобы они сидели за партой большую часть своего времени, - объяснила Наталья. Мнение педагога Некоторые молодые родители, опираясь на свой профессиональный опыт, приходят к выводу, что современный ребенок должен быть всесторонне развит, чтобы быть успешным. С дошкольного возраста они записывают ребенка во всевозможные кружки и секции, не оставляя время для обычных игр и забав. Дети быстро привыкают к сумасшедшим нагрузкам и воспринимают это как норму. Ольга Чернышева, учитель начальных классов, почетный работник общего образования России И вот к 7 годам ребенок и поет, и танцует, и рисует, и плавает. Да еще занимается ментальной арифметикой и знает 2 иностранных языка. Подходит время записать такого вундеркинда в школу. Папа с мамой понимают, что в расписание занятий ребенка школа не вписывается, некогда ему туда ходить! И тут на помощь приходит закон, который позволяет перевести ребенка на семейную форму образования. Казалось бы, при этом в жизни ребенка почти ничего не меняется, сохраняются все кружки и секции. Он продолжает радовать своими талантами и достижениями. Но родителям нужно помнить не только о своем праве выбора формы образования, но и обязанностях. Выбирая семейную форму, ребенок должен получать знания, навыки, развивать свои способности. Научиться применять знания в повседневной жизни и формировать мотивацию получать образование в течение всей жизни. Выполнить эти обязательства можно только, если кто-то из близких родственников имеет педагогическое образование. И лучше в начальных классах. В подростковом возрасте дети начинают ценить общение и взаимосвязи в группе, поэтому возвращаются в школу. На наш взгляд, семейная форма образования больше подходит ребенку-индивидуалисту, который привык быть всегда в центре внимания и одобрения. В современных начальных классах до 30 учеников и внимание делится на всех. Так же семейная форма получения образования подойдет детишкам с ослабленным здоровьем. Им нужен щадящий режим деятельности и медленный темп обучения. Чаще всего такие дети не посещали детский сад и в 1 классе они резко выделяются из группы детей. Им труднее адаптироваться и привыкнуть к ритму и шуму большой школьной семьи. Если ребенок после семейной формы образования приходит в школу, то там его встречает сформировавшийся коллектив сверстников, в котором ему придется подчиниться установленным правилам и законам, без права голоса. В таком случае лучше будет найти школу, в которой формируется новый класс, чаще это бывает в 5 классе. Тогда у детей равные условия, но разный опыт обучения в коллективе. Мнение психологов Люцина Лукьянова, врач-психотерапевт: - Мое мнение, что образованием детей должны заниматься специалисты. Нанимая репетиторов домой или обучая детей самостоятельно, родители рискуют социальной адаптацией ребенка. Особенно я бы не рекомендовала домашнее обучения детям девиантного поведения их часто пытаются отправить в изолированную среду, чтобы они никому не мешали и сами не отвлекались во время обучения. Мой опыт работы говорит о том, что это ошибка думать, что дети, оставаясь дома в спокойной обстановке с родителями или репетиторами, станут усидчивыми и усвоят больше знаний. Мой опыт работы с детьми показывает, что по сравнению с детьми из школ их уровень падает. Опасность домашнего обучения в том, что дети могут стать маугли , и их не примет общество. Если вы живете в деревне или коттеджном поселке, лучше всего организовывать обучение в группах. Из очевидных плюсов это индивидуальный подход. Можно заниматься в удобное для ребенка и родителя время, не нужно рано просыпаться, чтобы четко прийти к 8.30 в школу. Можно изучать предметы в спокойной обстановке дома, в удобном темпе и не стараться уместить материал в 45 минут. Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Если ребенок сова - занятия можно проводить во второй половине дня, а потом отсыпаться до обеда. Социализация при этом, на мой взгляд, особо не пострадает, поскольку еще остаются различные секции и кружки, хобби, прогулки и многое другое. Кроме того, если что-то с семейным образованием не сложилось, вернуться в школу можно в любой момент. Однако трудности могут возникнуть с соблюдением графика: все-таки дисциплина в школе строже, а с мамой (как считает ребенок) всегда можно договориться. Также могут возникнуть определенные психологические сложности при переходе к такой системе: мало кто может без страха и сомнения отказаться от школы и самостоятельно заниматься обучением. Кроме того, не все школы охотно идут на компромисс и отдают детей на семейное образование, часто между родителями и руководством школы на этой почве возникают конфликты. Да и сами родители должны трезво оценивать свои силы и возможности, поскольку одному из них придется достаточно много времени уделять образованию ребенка, а для этого нужен, как минимум, свободный график работы.

«Хочу своим детям счастливую жизнь»: ижевчанка о том, почему забрала сына из школы и перевела на семейное образование
© Izhlife