Директор ТУ УГМК: запросы промышленности мы чувствуем на кончиках пальцев
Пять лет исполняется Техническому университету Уральской горно-металлургической компании. Корпоративный вуз, созданный в 2013 году для повышения квалификации работников одного из крупнейших в мире медных холдингов, вырос в уникальную научно-исследовательскую и образовательную структуру, аналогов которой в России пока не создано. Об особенностях и перспективах взаимодействия индустрии и образования для их взаимного развития рассказал в интервью ТАСС директор ТУ УГМК Вячеслав Лапин. - Технический университет УГМК был открыт и работает как формат частно-государственного партнерства. В этом году вузу - пять лет. О каких итогах пятилетки можем говорить? - Технический университет УГМК начинался в 2013 году как университет повышения квалификации с расчетом на переподготовку специалистов предприятий холдинга. За пять лет он изменился содержательно, став фактически центром координации научно-технической деятельности УГМК, образовательным центром не только для нашей корпорации, но и для других промышленных компаний. Мы получили лицензию и государственную аккредитацию по программам высшего образования и теперь являемся полноценным вузом. В этом году в третий раз проведен набор студентов, причем впервые – и на бюджетные места, а не только по заказу предприятий. Первокурсники, которые пришли в 2015 году, перешли на третий курс, в следующем учебном году состоится их первый выпуск. Сейчас они начнут активно работать над выпускными проектами – обязательно применительно к задачам предприятий, на которых будут работать после получения дипломов. Первые защиты магистерских диссертаций уже состоялись: весной и летом 2018 года мы выпустили магистров в сфере горного дела, металлургии, электроэнергетики, менеджмента, экономики строительства, автоматизации технологических процессов и производств. Примечательно, что каждый проект магистров досконально курировался техническими специалистами и руководителями компании, а в составе аттестационных комиссий на защите присутствовали руководители дирекций УГМК. - Услуги магистерского обучения и научно-исследовательские разработки доступны предприятиям, не входящим в состав УГМК-Холдинга? - Да, конечно. Мы ведем переговоры об обучении по магистерским программам с крупными предприятиями черной металлургии из Центральной России, нефтехимическими компаниями из Западной Сибири, энергетиками Средней Азии. Интерес к нашим услугам большой именно потому что мы живо реагируем на потребности промышленного бизнеса, хорошо знаем его актуальные задачи. К тому же выпускники заканчивают обучение фактически с инвестиционным проектом на руках. Таким образом, в итоге заказчик получает не только специалиста более высокого уровня, но и проработанный инвестпроект с экспертными заключениями. - УГМК вкладывает огромные средства в университет и как бизнес-структура не может не рассчитывать на отдачу. Сколько холдинг вкладывает, на что рассчитывает и что получает? - Первоначальные вложения УГМК к 2013 году на строительство, создание и оснащение вуза составили более миллиарда рублей. С 2014 года университет находится на самоокупаемости. В настоящее время мы полностью самодостаточная структура. Каков результат нашей деятельности? Наверное, трудно "в граммах" просчитать рост производительности труда, снижение аварийности и простоя оборудования, эффект от модернизации производств, которые рекомендуют специалисты университета, пользу от повышения компетентности и лояльности сотрудников предприятий к решениям компании. Но именно в этом основная отдача и состоит. - Главный критерий успешности любого проекта в наше время - экономическая эффективность. Самоокупаемости вы достигли. Можем ли говорить о прибыли? - Университет – не коммерческая организация. Его целью не является получение прибыли, хотя она есть и, по согласованию с руководством компании, направляется на создание лабораторий и их оснащение. Стоимость наших образовательных программ среднерыночная, но при этом мы стремимся к ее снижению, понимая, что затраты предприятий на подготовку персонала должны быть адекватными и эффективными. - Год экологии в России выявил масштабные проблемы – грязные производства, промышленные свалки, индустриальные отвалы… Какую лепту вносит ТУ УГМК в их решение? Какие конкретные проекты реализованы и находятся в разработке, оценена ли их отдача? - Находясь в структуре УГМК, мы имеем возможность анализировать богатый опыт реализации эффективных экологических программ. И с участием специалистов компании, имеющих опыт непосредственной реализации этих программ, можем транслировать его вовне, другим предприятиям и холдингам, что и планируем на 2019 год. И здесь особенно характерна практика применения законодательства в сфере наилучших доступных технологий. С 1 января 2019 года вступает в силу закон об НДТ. Мы уже имеем образовательные программы и опыт обучения по этой теме ведущих специалистов промышленных предприятий. Эта работа будет продолжена, рады предложить и другим компаниям воспользоваться возможностью получить опыт у нас в университете. - С 2017 года ТУ УГМК выполняет исследовательские и проектные работы по заказу промышленных предприятий. Аналогичной деятельностью много лет занимается другая структура УГМК – ОАО НИПИ "Уралмеханобр". В чем ваша особенность? Какие научные и проектные вопросы решаете в альянсе с "Уралмеханобром" и другими профильными институтами России? - Никакая организация не может быть полностью самодостаточной и закрывать весь круг вопросов. Поэтому у нас с "Уралмеханобром" разграничен функционал. "Уралмеханобр" - институт, который занимается и проектированием, и научными исследованиями в горном деле, а технический университет закрывает позиции по научным исследованиям в металлургии, энергетике и автоматизации технологических процессов. Проектные работы преимущественно ведутся в "Уралмеханобре", у нас доминирует научно-исследовательская деятельность. Есть и совместные проекты. Не секрет, что в настоящее время перспективы извлечения металлов из руд и отходов производств лежат на стыке обогащения и металлургии. Здесь мы компетентно дополняем друг друга. Теперь об отношениях с другими профильными институтами. Недавно компанию посещал президент Российской академии наук Александр Сергеев. В наш университет он также заглянул и это был не случайный протокольный визит. Дело в том, что с четырьмя институтами РАН мы уже ведем совместные научные исследования, и еще пять академических институтов участвуют в наших образовательных программах. Аналогичная научно-исследовательская деятельность ведется совместно с Уральским федеральным университетом и Уральским государственным горным университетом. Совместный издательский проект связывает нас с Уральским государственным экономическим университетом. Мы не окукливаемся, а, напротив, постоянно расширяем сферу взаимодействия, развиваем новое партнерство. - О какой совместной работе шла речь с главой РАН? - С академической наукой мы рассчитываем на совместную работу по глубокому переделу - повышению извлечения ценных компонентов из руды и вовлечению во вторичную переработку отходов производства. Речь идет прежде всего об институтах Уральского отделения РАН – Институте металлургии, Институте горного дела, Институте физики металлов, Институте высокотемпературной электрохимии и других. В следующем году надеемся выйти на компетенции академических структур РАН из других регионов России. - Приезд академика Сергеева – не единственная медийная тема, вызвавшая интерес к университету в последнее время. Какие еще встречи вы бы отметили как наиболее важные, имеющие перспективу? - Знаете, у нас бывает много делегаций. В апреле проведено несколько раундов интересных переговоров с энергетиками Узбекистана, заинтересованными в создании у себя центра подготовки кадров на примере нашего вуза. В мае мы встречались с делегацией вузов Афганистана и на днях достигли соглашения о возможности обучения у нас со следующего года афганских студентов. Многие страны, особенно азиатские, развивающие у себя горно-металлургическую промышленность, испытывают острую потребность в специалистах-практиках. Ведь практически ориентированных специалистов не могут быстро и эффективно готовить учебные центры, не входящие в промышленные группы. Поэтому наблюдется большой интерес именно к опыту УГМК. - Вы сказали, что не хотите окукливаться. Можете привести конкретные данные по вашей работе "вне холдинга"? - Да, конечно. Речь идет о трансляции опыта, полученного от работы с холдингом. За счет тесного взаимодействия с руководством компании, регулярных контактов с инженерами предприятий УГМК, многие из которых являются преподавателями нашего вуза, наставниками студентов, мы точно знаем, какие образовательные программы востребованы той или иной отраслью. За пять лет университет разработал свыше 300 образовательных программ повышения квалификации. В нынешнем году реализуется порядка 200. В числе обучающихся 8 тысяч человек – это специалисты УГМК, а 2 тысячи - представители внешних заказчиков. В списке крупных корпоративных клиентов – металлургические, горнодобывающие предприятия, компании банковской сферы. В настоящее время мы прорабатываем программы обучения с "Лукойлом", НЛМК, "Сибуром", есть опыт работы с такими крупными структурами, как "Аэрофлот", "Сбербанк", ММК, "Алроса", "Уралкалий". Одна из стратегических задач нового учебного года – укрепить контакты с внешними заказчиками за счет дистанционных технологий обучения, которые делают наши услуги более привлекательными по цене и снижают затраты и отвлечение персонала предприятий на переезды. Еще одно преимущество заключается в том, наш корпоративный университет работает в сфере интересов промышленности, связанной с опасными и вредными производствами, поэтому на опережение отслеживаем изменения законодательства в этой области и оперативно закрываем бреши в знании нормативных документов, создавая свои программы повышения квалификации. И уже зарекомендовали себя передовым университетом, точкой компетенции в нормативном регулировании промышленной сферы. Можно сказать, что запросы промышленности мы чувствуем на кончиках пальцев. Огромный наш плюс в сравнении с аналогичными организациями повышения квалификации заключается в том, что педагоги в ТУ УГМК – это практики, находящиеся на пике знаний технологий, законодательства, а также приглашённые специалисты сферы надзора и правоприменительной практики. - Ваш университет - уникальный в России. Что отличает студентов-очников ТУ УГМК от студентов других вузов подобного рода? - Ключевое отличие наших студентов, в том, что они больше времени посвящают практической работе, можно сказать, живут производством. От иных вузов мы отличаемся тем, что производственные цеха у нас – через дорогу, новейшие и дорогостоящие исследовательские лаборатории соседствуют с учебным корпусом. У нас все под рукой. Благодаря заинтересованности и пониманию руководства компании, учащиеся имеют полный доступ к реальному производству и специалистам-практикам. В вузе разработана методология, по которой существенно большую часть времени занимает учеба и практика непосредственно на производстве. К каждому студенту с первого курса прикреплен наставник с производства, который отвечает за результативность практики и направляет его в течение всего срока обучения. Думаю, это достойный и не частый пример в высшем образовании. Еще одно отличие – образовательный материал, который построен на реальных кейсах производства, на документах, схемах, технологиях, которые применяются в компании. Также наши студенты проходят перекрёстные стажировки на предприятиях не только своего направления обучения, но и по "полному циклу". Студент-горняк знает и гору, и металлургию, и машиностроение, которое интегрировано в рамках отраслевой технологической цепочки с переработкой металлов. Так же, впрочем, и студент-металлург получает знания по горному делу, энергетике, автоматизации. Ведь на производстве многое сегодня зависит от эффективности профессиональной коммуникаций специалистов различных переделов, дисциплин, подразделений. - Готовы ли вы полностью отказаться от лекционных занятий в аудиториях? - Мы исходим из требований образовательных стандартов. При этом, как и многие мои коллеги, я понимаю, что время монотонных лекций закончилось. Сегодня при желании любой человек может получить доступ к онлайн-образованию любого сколько-нибудь значимого вуза мира, не говоря уже о доступе в сети практически к любым знаниям. Поэтому основную ставку мы делаем на отработку со студентами именно практических навыков – все нюансы производственной жизни на лекции не опишешь и через интернет не отразишь. Не говоря уже о том, что, погружаясь в специфику производства, студенты проникаются внутрикорпоративной культурой. Они не только верят в будущее компании, но и способствуют ее энергичному развитию. Замечу, что только на АО "Уралэлектромедь" за зимнюю и летную практики наши студенты подали восемь рацпредложений. - Что нового внедрит университет в 2018-2019 учебном году? - Сегодня в университете создается задел для оказания услуг в сфере НИОКР внешним заказчикам – крупнейшим металлургическим структурам. Планируем развивать дистанционные технологии обучения. Меняем подходы в магистратуре - будем готовить для предприятий сразу команды разнопрофильных специалистов. Новым направлением для нас будет и создание совместно с партнёрами методологии производства современного лабораторного оборудования в сфере энергетики и автоматизации. Это расчет на внешний рынок, который уже заинтересовался нашими лабораториями. Мы сами используем программно-аппаратное оборудование, созданное в части софта, методологии, экспертами УГМК и педагогами нашего университета. Это оборудование применяется и в образовательных целях, в том числе дистанционно, и на нем же можно проводить научные исследования, опытно-промышленные испытания. Примеров такого оборудования крайне мало не только в России, но и в мире. - Несколько лет назад обсуждалась тема ранней профориентации – "от детского сада до Нобеля". На базе ТУ УГМК проходит федеральный конкурс среди школьников "Инженериада УГМК". Это хлопотно, расходно, не слишком профильно. Зачем это вам? - Финал общероссийского конкурса "Инженериада УГМК" - это итоговая выставка лучших инженерных работ школьников. В этот раз в финале участвовали 95 ребят в возрасте от 14 до 17 лет. Основная задача проекта – вовлечение ребенка в реальную инженерную деятельность, пробуждение мотивации к решению производственных задач. Победители конкурса отправились летом на специальную инженерную смену в детский лагерь, расположенный на берегу живописного озера близ Екатеринбурга. Образовательную программу разработали специалисты службы по персоналу ООО "УГМК-Холдинг" при участии ведущих педагогов России. Под руководством опытных методологов и специалистов-практиков ребята учились исследовать, проектировать, развивали в себе лидерские и коммуникативные компетенции, оттачивали умение работать в команде. Результатом работы стали проекты в области биоинженерии, робототехники, урбанистики, логистики, энергетики и цифровых технологий. Вряд ли сейчас можно говорить о том, что все найденные школьниками технические решения будут уже завтра использованы на производстве, но темы, над которыми работают ребята, действительно очень перспективны и актуальны. Есть, скажем, разработка проекта автоматизированной шахты, которая полностью управляется с поверхности, людей под землей нет. Есть интересные детско-взрослые проекты в сфере перемещения грузов между предприятиями, созданию городской велоинфраструктуры, очистке водоемов. Разве может такая деятельность быть для нас "хлопотной, расходной, непрофильной"? Конкурс "Инженериада УГМК" дает уникальную возможность находить, растить и "ставить на крыло" тех, кто в однажды станет двигателем развития компании. Не просто лояльных сотрудников, а настоящих патриотов компании, с детства заряженных результативным творческим поиском.