Идеи, энтузиазм и внутренняя свобода. Как учителя-новички изменят жизнь школьников

Курс занятий Летнего института ведут известные методисты, коучи, психологи, а сопровождают участников выпускники программы "Учитель для России", и это отлично, ведь все проблемы и сомнения новичков им хорошо знакомы, а значит — они могут их развеять. Подготовка по-новому В течение пяти недель "новобранцы" изучают несколько модулей: "Я" в педагогике" — самопознание, изучение возможностей для личностного и профессионального роста, "Территория лета" — это уже практические занятия с детьми, в ходе которых будущие учителя должны сделать занятия настолько интересными, чтобы щкольникам хотелось приходить в лагерь даже летом, и "ФГОС и школоведение" — тут нужно изучить "матчасть": федеральные государственные образовательные стандарты, рабочие программы и учебно-методические комплексы, освоить модели и формы поурочного планирования и современные педагогические технологии. Именно сюда, в Летний институт, приглашают тех, кто недавно окончил вуз, стал молекулярным биологом или дипломатом-международником, а потом вдруг понял, что больше всего на свете хочет стать школьным учителем. Приглашают, конечно, не всех, а только тех, чья заявка прошла жесткий отбор. Два года участники программы будут работать учителями при поддержке кураторов, методистов и команды организаторов. А потом, получив диплом о профессиональной переподготовке, смогут преподавать в любой российской школе. Не только новички Среди участников программы не только те, для кого школа — среда непривычная, есть здесь и люди с опытом, захотевшие переформатировать свои знания о школе, есть те, кто собирался уходить, но потом решил дать школе еще шанс. "Я три года отработал в Калуге, и с началом нового учебного года вернусь в свою школу, буду преподавать литературу, музыку и технологию. Педагогика, образование — это мое, это именно то направление, где я могу развиваться", — говорит учитель Илья Каргополов. В проект Илья попал не с первого раза. Это уже вторая попытка: в прошлом году он не прошел отбор на одном из туров. "Если бы и в этот раз не получилось, все равно остался бы в школе, — признается Илья. — Но я очень рад, что на этот раз попал в программу. Ведь когда ты отработал учителем год, два, три, начинаешь тонуть в рутине. Взгляд зашоривается, перестаешь видеть горизонт. Понимаешь, что делаешь свою работу, и вроде бы неплохо, но можно сделать в разы лучше. У программы "Учитель для России" великолепные ресурсы — и методические, и человеческие. Они уже помогают мне развиваться и как личности, и как учителю". Но большинство участников программы 1 сентября войдут в классы в новой роли впервые. Почти все они раньше не могли представить, что станут школьными учителями. "Бэкграунд у всех разный. Есть ребята, которые не видели смысла в работе, которой занимались, и нашли этот смысл здесь, на проекте. Другие, как и я, пришли, чтобы просто нести добро, — говорит Елена Болотова, по образованию художник-стилист. — Я никогда не собиралась быть учителем, но потом поняла: меня привлекает сама идея преподавания. Это возможность повлиять на общество, в котором мы живем, привнести что-то радостное в жизнь детей". В новом учебном году выпускница Санкт-Петербургского университета технологий и дизайна будет преподавать мировую художественную культуру, искусство и вести уроки технологии в одной из калужских школ. "Здесь у каждого невероятная история за плечами, — дополняет Елену другая участница программы, Альбина Борисенко. — Например, один парень раньше путешествовал автостопом по Латинской Америке. Есть ребята, которые жили за границей и вернулись в Россию ради участия в программе. Люди приезжают со всех концов нашей огромной страны — и каждый полон идей, энтузиазма, внутренней свободы. Это не может не вдохновлять". Сама Альбина Борисенко после окончания столичного вуза несколько лет работала журналистом. "Никогда не думала, что захочу и буду преподавать. Но однажды узнала о программе "Учитель для России", и мне очень понравилась сама концепция. Мне подумалось: насколько красива идея, что люди без педагогического образования, но с жаром в сердце, приходят в школу. А главное, не боятся покинуть крупные города и уезжают в маленькие села — на Тамбовщине, в Подмосковье. Осознав всю красоту идеи, я подумала: как было бы здорово поступить так же — взять и уехать вслед за мечтой. Не побояться изменить свою жизнь. Представьте: вот ты ходишь по кругу "офис — дом — дом — офис", а потом вдруг — бац! — и где-нибудь под Воронежем учишь детей информатике, а у тебя в классе — пять человек". Выбрать одну школу Альбине было очень сложно: "Мне безумно нравилось везде. Везде какие-то невероятные, добрые люди. Тебя так тепло везде принимают. Завораживающая природа — бескрайние поля, леса. Для горожанина это редкое чудо, а здесь невероятная красота тебя окружает ежесекундно. И я поняла: надо остаться работать в селе. Пожить со всем этим, налюбоваться". Для ученика Альбина хочет стать "таким человеком, таким учителем, который тебя вдохновит и покажет, что ты способен на многое. Который покажет тебе новый удивительный мир". Ей очень нравится такая возможность. "Мы вряд ли можем изменить целый мир, но мы можем поменять что-то внутри одного человека, и это не менее ценно", — считает Альбина. 1 сентября Борисенко начнет работать в маленьком селе на Тамбовщине, будет преподавать английский язык. Говорит: были бы варианты отправиться в Сибирь или на Дальний Восток — поехала бы с удовольствием. Но пока программа "Учитель для России" охватывает только европейскую часть страны. Эстафета малых дел Там же, на Тамбовщине, ближайшие два года будет работать и коренной петербуржец Михаил Арсланьян. Он окончил факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, специализировался на древнерусской литературе. А теперь будет вести уроки литературы и русского языка в школе, где всего 26 учеников. На вопрос, почему решился настолько резко изменить свою жизнь, Михаил отвечает так: "В какой-то момент я ощутил потребность помогать другим людям. Посчитал, что уже достаточно помог себе и теперь хочу помочь и другим, тем самым немного меняя мир. Для меня глобальные изменения к лучшему начинаются с малых дел и помощи конкретным людям. И я намереваюсь реализовать это желание через работу в школе, причем по моей любимой специализации. Я очень люблю литературу и хочу делиться этой любовью". При выборе школы Михаилу тоже было нелегко: некоторые сельские школы почти не отличались от городских — большие классы, ученики-олимпиадники. "Но я выбрал самую маленькую, где буду вести уроки в двух классах. В одном из них четыре ученика, а в другом — всего два. А значит, я смогу работать с детьми практически индивидуально". Михаил считает, что это сложнее, чем работать в большом классе. "В этом намного больше ответственности. Зато, как мне кажется, я смогу лучше реализоваться именно в такой школе, при максимально тесном контакте с ребенком и максимальной возможности заинтересовать его своим предметом". Михаил понимает, что придется столкнуться с трудностями. Рядом не будет семьи и друзей, развлечений и торговых центров. Зато будет много отзывчивых людей. "Да, на селе люди живут в замкнутом небольшом сообществе. Но, как мне кажется, в маленьких населенных пунктах люди добрее: готовы помогать друг другу, оказывать поддержку. В деревнях мне чаще встречались открытые люди, которые хотят развиваться, меняться и готовы прикладывать к этому усилия. Мне лично всего этого не хватает в большом городе. И именно в такой среде я вижу максимальные возможности для реализации себя в роли учителя", — размышляет Михаил. "Мне приятно осознавать, что программа "Учитель для России" имеет корни в истории нашей страны, нравится чувствовать некоторую преемственность", — признается Михаил, вспоминая, что в истории России уже были примеры подобного подвижничества: в XIX веке молодые энтузиасты так же покидали столицы и отправлялись в глухие деревни, чтобы открывать школы и больницы. Поворот оверштаг Говоря о самом интересном и запомнившемся в Летнем институте, "новобранцы" отмечают изучение особенностей детской психологии, восприятия и поведения ребенка. "Например, было много упражнений, в которых мы выступали в роли учеников. И нам наглядно демонстрировали, как работают те ли иные педагогические методики и техники. Мы почувствовали то, что чувствует ученик. И стало понятно: то, что взрослому может казаться расхлябанностью или абсолютно нелогичным поведением, — все это имеет свои причины. У детей иначе работает сознание, они думают по-другому. Когда это осознаешь, начинаешь пересматривать отношение ко всему вокруг. Твои действия становятся более осознанными", — делится эмоциями Альбина Борисенко. Например, в дневных лагерях "Территории лета" дети сами решают, ходить им на занятия или нет. Будущим учителям именно это понравилось больше всего. "Прекрасный, замечательный опыт, — считает Михаил Арсланьян. — Все максимально честно и прозрачно: если урок покажется ребенку скучным, то завтра он просто на него не пойдет, запишется к другому преподавателю. А значит, нужно не просто донести до ученика новые знания, но и сделать урок интересным. Ты должен научиться решать сразу две задачи, причем максимально быстро и в естественных условиях. Именно такие уроки, как мне кажется, и должны проходить в школах. С одной стороны — интересные, с другой — предметно значимые". Заодно сформулировалась и цель Михаила на ближайшие два года: "Моя личная внутренняя задача как педагога — научиться говорить о самых сложных научных концепциях самым простым языком с ребенком абсолютно любого возраста. Мне кажется, что максимально сложные научные идеи можно донести до детей, актуализируя их так, что им было интересно вне зависимости от возраста". Елена первое соприкосновение с детьми также оценивает как опыт положительный. "Я проводила уроки мировой художественной культуры, мы говорили об искусстве XX века, об авангарде. И я увидела огромный запрос на доверие к учителю как к человеку, которого не видела раньше. Детям важно, чтобы в них видели личность. Но и рядом с собой они хотят видеть интересную, целостную личность. А еще дети стремятся извлечь максимум пользы из времени, которое тратят на обучение. Сейчас они очень ориентированы на практику, им интересно, что конкретно понадобится в жизни. Когда это осознаешь, меняется вся система подачи информации". Понять и переделать Участники понимают, что работа в реальной школе будет отличаться от "Территории лета". А еще они точно знают, что попробуют изменить, когда станут учителями, ведь они хорошо помнят, что им самим не нравилось в их школах. "Мне со школой повезло, но были и сложные моменты. Не всегда можно было понять, что от нас требуют и почему. Например, почему я должна ходить в белой блузке, а не в синей? — вспоминает Елена. — Я всегда буду объяснять свою точку зрения, чтобы ребенок четко понимал, в чем проблема и какие есть пути ее решения. Мне бы хотелось, чтобы школа была более либеральна, демократична и ориентирована на личность". Елена убеждена: средняя школа может стать такой, чтобы дети приходили туда с радостью, удовольствием, а главное — добровольно. А вот у Михаила его школьные годы ярких впечатлений не оставили. "Не было педагогов, на которых я хотел бы равняться. Не помню примеров уроков, которые бы меня увлекали. Все это началось только в университете. Поэтому я хочу привнести в школу то, чего не было ни в одной моей: доверительные отношения между учителем и ребенком. Они возможны, когда учителю искренне небезразличны дети, которых он обучает. Второй момент — полное отсутствие давления на ребенка. Ведь даже повышение голоса — тоже инструмент давления. Еще я убежден, что необходимо раскрывать перед детьми все возможные точки зрения. Давать ребенку возможность самостоятельно выбирать, что он хочет делать, чем хочет заниматься. Нужно показывать ученику: всегда есть некий альтернативный путь. Не для того, чтобы он ему следовал, а для того, чтобы понимал: в жизни всегда есть множество вариантов". Сила за плечами У Ильи уже есть школьный опыт, поэтому он знает: в школе новых коллег неизбежно ждут разочарования. Это закономерно, главное — "подниматься и выигрывать". Дарья Середа, выпускница программы и куратор нового набора, с Ильей согласна: ожидания и реальность никогда не совпадают полностью. Стать учителем она, выпускница Московского института электроники и математики, решила два года назад. Пройдя переподготовку в программе "Учитель для России", стала учить математике ребят одной из калужских школ. Считает свое решение одним из самых верных в жизни. Дарья вспоминает, что вместе с ней в выбранной школе оказались еще несколько выпускников Летнего института. "Это стало для меня огромной поддержкой. Не менее важно, что все два года со мной работал коуч. Он здорово помог сфокусироваться на верных целях", — говорит Дарья. "Программа "Учитель для России" — это вообще огромная поддержка для начинающего учителя. В любой ситуации ты чувствуешь, что у тебя за плечами стоит просто невероятная сила. И теперь как куратор я постараюсь дать это ощущение новым участникам проекта, которые пойдут в школы в этом году", — говорит Дарья. Два года назад Середа пришла в программу, чтобы стать хорошим учителем. И вскоре убедилась: эта цель недостижима в короткие сроки, к ней нужно идти всю жизнь. Полина Виноградова

Идеи, энтузиазм и внутренняя свобода. Как учителя-новички изменят жизнь школьников
© ТАСС