За порогом школы. Имеют ли право не принимать в 10-й класс?
Родители татарстанских девятиклассников обивают пороги школ и кабинетов чиновников всех рангов, отстаивая права своего ребенка на учёбу в 10-м классе. Законны ли отказы в приёме в 10-й класс и так ли нужно стремиться туда попасть, рассказывает «АиФ-Казань». Не бойтесь! «Наши дети с 1 по 9 классы учились в гимназии №1 им. Ризы Фахретдина - без нареканий и конфликтов, ОГЭ сдали на 4 и 5, - жалуются родители из Альметьевска. – В 10-й класс директор школы отказывается нас брать, ссылаясь на то, что открывает только один класс по физико-математическому профилю, а социально-экономического, куда бы хотели попасть наши и другие дети, нет. Мол, желающих нет!». В школе было четыре 9-х класса, в которых учился 101 ребёнок. В 10-м классе профиль будет физико-математический, но частично и социально-экономический, сообщили «АиФ Регион» в школе. То есть у детей появился шанс доучиться в школе, но далеко не у всех. Ведь 10-й класс будет всего один - на 27 мест. В Зеленодольске, по данным местного управления образования, в 10-е классы примут лишь 40% девятиклассников. «Школам нужны высокие показатели по ЕГЭ, поэтому они пользуются всевозможными средствами, чтобы не принять заявление в 10 класс, - говорит руководитель инициативной родительской группы против поборов в школах и детсадах Екатерина Матвеева. - Не застрахованы даже ударники. Но и тройки не повод для отказа. Каждый ребёнок имеет право получить полное образование в той школе, в которой он учился ранее. Отсутствие общеобразовательного класса - не повод для отказа зачисления в профильный класс. Просто в заявлении укажите профиль. Не бойтесь! Снимайте процесс подачи заявления на камеру и пусть вам выдают расписку о получении документов. Подавайте заявление заранее, чтобы решение вопроса не затянулось на месяцы. Все отказы отправляйте в прокуратуру». По словам министра образования и науки РТ Рафиса Бурганова, в этом году в министерство поступает много подобных обращений от родителей. «Мы с вами не имеем на отказ ни законодательного, ни морального права, - заявил он директорам. - Муниципальные органы управления образования, увлекаясь погоней за высокими результатами забывают, что для детей, не выбравших профиль (т.е. не попавших в профильные классы), есть ещё и универсальный учебный план». Пробуй, а то проиграешь У баталий за 10 класс есть и другая сторона медали. Раз такие проблемы повторяются из года в год, значит, сбоит сама система профориентации подростков. «В профориентации пока мы заинтересованы больше, чем школы, - говорит замдиректора Казанского авиационно-технического колледжа им. П. Дементьева Эльвира Соколова. - Получается, им всё равно, куда идут выпускники, не прошедшие в 10-й класс. Самый распространённый ответ, как абитуриент узнал от нас, - совет друга». Бывает и так, что, придя учиться вслед за другом, человек понимает, что ошибся. Вот только бюджетное место в среднем профобразовании по закону можно получить только однажды. Бросил – потом придётся учиться уже платно. «Чтобы у ребёнка был выбор, понимание того, чем они хотят заниматься, нужен какой-то межшкольный комбинат, - считает Эльвира Соколова. - Туда могли бы приходить представители колледжей – чтобы не одна, а все школы были задействованы в этом. Давать детям общую информацию о профессиях можно уже в начальной школе». О рабочих профессиях и специальностях, которым учат в Международном колледже сервиса, многие дети узнали, пройдя профессиональные пробы. «У нас был такой проект несколько лет назад, - говорит зам. директора колледжа Ольга Скальская. - Дети попробовали себя в роли повара, кондитера, пекаря, горничных, менеджеров в гостиничном сервисе и туризме, работали на предприятиях, являющихся нашими партнерами. Мы ежегодно стараемся организовать профессиональные пробы, проводим профориентацию и с учениками начальных классов – малышам это очень интересно. Хотим запустить программу для первоклассников. Было бы хорошо, если была бы возможность отдельного финансирования таких проектов. Мастер-классы интересны для детей. В игровой форме они «погружают» детей в профессию». У самих колледжей средств на такие проекты, как правило, нет. Мастер-классы приходится проводить за счёт внебюджетных средств. У них поток, у нас штучный товар «У школ для профориентации сил не хватит, - говорит директор казанской гимназии № 7 Любовь Кочнева. - Создать материально-техническую базу для подготовки строителей, слесарей, токарей стоит больших денег. Поэтому учебно-производственные комбинаты (УПК), сегодня не играют никакой роли. У них нет современной материально-технической базы. Чтобы её создать, денег нужно больше, чем на обычную школу. Заводов сейчас стало меньше, везде ООО, которым не нужны эти УПК. Раньше райком партии приказывал заводу дать УПК мастера, ещё что-то, и мы не платили за это. Профориентация была искренней, достоверной, прагматичной. Ребёнок мог понять, хочет он выбрать эту профессию, подходит она ему или нет. Образованию сейчас нужна реформа. И начать нужно как раз с профориентации в широком смысле». Успех обучения в колледжах также упирается в материальную базу. На современных дорогих станках работают большей частью те, кто готовится к чемпионату рабочих профессий WorldSkills (он пройдет в Казани в 2019 году). А в Финляндии, например, по стандартам WorldSkills реализуют основные программы - готовят всех учащихся на потоке. «Почему все стремятся в 10 класс и получить высшее образование? Это позиция родителей, которые не понимают, что высшее образование наоборот зачастую ограничивает возможности, - уверена преподаватель колледжа с 35-летним стажем Ирина Потоцкая. - Потому что человек с высшим образованием считает ниже своего достоинства пойти на рабочую профессию. А рабочий с высоким разрядом получает хорошую зарплату и всегда имеет возможность роста». Комментарии Начальник управления образования Казани Ильнар Хидиятов: «Профессиональное образование – это среднее специальное образование, которое находится в ведении не только минобразования РТ, но и других структур. В школах мы ведём эту работу в рамках профильных классов. Они начинают создаваться уже с 9 класса. Это предпрофессиональная подготовка учащихся. К сожалению, в рамках одного учебного заведения предоставить все профили для обучения невозможно. Мы этот вопрос контролируем на уровне города, чтобы в каждом микрорайоне были школы со всеми профилями, необходимыми нашим детям». Комментарий директора Основатель и директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков: «Одна из главных ошибок нынешней школы в том, что мы не прислушиваемся к детям. А их надо повсюду привлекать к принятию решений, и по поводу будущей работы тоже. Я не во всём согласен с министром образования РФ. Но то, что она обещала вернуть в школу трудовое воспитаний, - правильно. Система профориентации построена из рук вон плохо. Чтобы ребёнок понимал, что такое деньги, он должен сам их зарабатывать. Нужно заставлять фирмы выкладывать списки вакансий для молодёжи не только на лето. Думаю, дети могут и в будни 1-2 часа в день работать. Государству нужно активно участвовать в привлечении детей к посильной оплачиваемой деятельности. Но, чтобы ребёнок мог работать в 13 лет, нужно согласие органов опеки. Они его обычно не дают. То есть государство вместо того, чтобы помогать трудовому воспитанию, препятствует ему. В Финляндии, где я проработал 11 лет, все старшеклассники 1-2 раза в год две недели должны официально работать – обычно на предприятиях родителей - или найти другое место. За это ставят оценки. Ещё там выстроили мощную систему альтернативного образования, которое помогло сделать престижными рабочие специальности. То есть, оставаясь рабочим, можно стать «доктором наук по сварке». Чтобы знакомить детей с профессиями, мы раз в неделю собираем всех детей школы на двух собраниях: для младших классов и для старших. Приглашаем разных людей, увлечённых своей профессией: спасателя, пожарного, доктора физматнаук. Когда человек рассказывает о том, что ему нравится, получается здорово».