В Саратовской области 36 школ заподозрили в необъективных результатах контрольных работ

На прошлой неделе на сайте Федерального института оценки качества образования был опубликован список школ, в которых по итогам выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) текущего года были выявлены признаки необъективности полученных результатов. В перечне оказались около трех тысяч образовательных учреждений, в том числе 36 - из Саратовской области. Проверочные работы - это итоговые контрольные, которые проводятся в общеобразовательных организациях в каждом классе в конце учебного года по отдельным предметам. Анализ выявил свыше трех тысяч школ с подозрительно высокими результатами. Прежде всего, в поле зрения попали образовательные учреждения, показавшие баллы выше средних по региону. Причем эти школы не являлись ни гимназиями, ни лицеями с углубленным изучением ряда предметов, и в дальнейшем результаты контрольных не подтвердились высокими баллами ЕГЭ у выпускников. Также исследовались средние проценты выполнения каждого задания учениками: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что детям помогали справиться с более сложными упражнениями. Примечательно, но о факте, что Саратовская область «засветилась» в этом негативном рейтинге, нет ни одного сообщения на официальном сайте регионального Минобраза. Хотя в минувший четверг в гимназии №7 Саратова на образовательном форуме данная тема обсуждалась. Между тем, руководство Рособранадзора пообещало пристально следить за оценками результатов тестирования учеников школ, попавших в «черный список». Что сулит это директорам и педагогам, пока неясно. Вероятно, число проверок увеличится и последуют какие-то оргвыводы. Любопытно, что в "черный" список от нашего региона попали новый лицей «Солярис» в Солнечном наряду с сельскими школами, большая часть которых – малокомплектные. О результатах исследования итоговых контрольных работ директоры образовательных учреждений узнавали из почтовой рассылки от районных управлений образований. «Мягко говоря, были удивлены, - призналась Ольга Санталова, директор школы в Канаевке Ивантеевского района. – В нашей школе в классах учится по 5-6 детей. Естественно, получается, что с каждым ребенком педагог занимается фактически индивидуально. У нас, действительно, подобрались очень сильные ребята в младших классах. Нас тоже заподозрили в необъективности. Весной приезжала комиссия из областного Минобраза. На ВПР присутствовал методист министерства, который следил за процедурой проведения тестирования, даже сфотографировал выборочно работы. "Троек" за проверочные работы наши воспитанники не получили. Никаких замечаний после этого в адрес администрации нашей школу не последовало. Что же получается: плохо учим – плохо, хорошо учим – снова плохо?» Недоумение вызвала новость о попадании своей школы в список учебных заведений, где необъективно оценивают учеников, и у коллектива школы в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района. «Было бы странно, если класс двоечников-троечников получили вдруг разом «пятерки», - поделилась Ольга Горбунова, заместитель директора школы Алексеевки. – Одиннадцатиклассники весь год показывали отличные результаты по истории в течение всего учебного года. На ЕГЭ выпускники тоже показали блестящие результаты, и итоговые отметки получились тоже высокими. Где же здесь подтасовки результатов? Нас просто проинформировали, что школа попала в список, но конкретной информации не предоставили: по какому конкретному предмету мы продемонстрировали необъективность, в каком классе...» В Балашовском районе в черном реестре две школы - №17 и частная «Крылья». Директор негосударственного образовательного учреждения "Крылья" Геннадий Малюченко потратил немало времени в поисках научного института, который предложил такой способ оценки качества образования. Им оказался Новосибирский институт мониторинга и развития образования. Но кто автор уникальной методики, узнать не удалось. А ведь перед выбором данного института наверняка проводились торги. Но чем прославились разработчики уникальной методики, благодаря которой можно узнать, что в той или иной школе «мухлюют» - тоже тайна, покрытая мраком. «Создатели статистической модели анализа не брали в расчет ни квалификацию преподавателей, ни то, что в классе может быть до 10 учеников, как, например, в нашей школе, - говорит Геннадий Малюченко. – Метод оценки должен быть понятен для всех руководителей, и к тому же прозрачным». По словам Алексея Монченко, начальника управления образования администрации Ершовского района, педагогам очень сложно вмешиваться и в ход тестирования, и уж тем более подсказывать детям на проверочной работе. «Хотя видеонаблюдение необязательно на ВПР, ребята все равно пишут контрольные под прицелом камер, - прокомментировал Алексей Монченко. – Кроме того, в классе находятся общественные наблюдатели. Огни тоже осуществляют контроль за соблюдением всех процедур и регламентов». По мнению Надежды Бахметьевой, заместителя регионального центра итоговой аттестации, каких-то санкций, скорее всего, для школ, попавших в перечень неблагонадежных, не последует. «Я не думаю, что итоговые результаты федерального института притянуты за уши, - считает Надежда Бахметьева. – Ведь выборочно работы высылаются в Москву для перепроверки. На региональном уровне специальная комиссия из экспертов также осуществляет перепроверку контрольных. На мой взгляд, учебным заведениям не грозят повторные проверки. Но возможно во время проведения следующих ВПР эти школы посетят представители районных комитетов образования. Кроме того, на тестировании увеличится число общественных наблюдателей».