«Поколение скептиков». Профессор Жельвис - о нигилизме молодёжи
На носу новый учебный год, когда за парты сядут не только школяры, но и студенты. Какая она, современная молодёжь? Какими принципами руководствуется, какие идеалы и нравственные ценности проповедует, стремится ли к знаниям? Об этом мы поговорили с доктором филологических наук Владимиром Жельвисом, преподавателем «старой гвардии», всю жизнь посвятившим науке и образованию. Позиция отрицания Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Владимир Ильич, пожилые люди часто ворчат: не та нынче молодёжь, вот в наше время! А какая она сейчас? Какие у неё ценности, на ваш взгляд? Владимир Жельвис: Мир на наших глазах меняется, и молодёжь вместе с ним. Я бы не сказал, что они хуже, чем были мы, даже наоборот: они менее легковерны, чем были мы. Их труднее зомбировать. На нынешнюю телепропаганду ведутся в основном бабушки моего поколения. А поскольку навязываемые молодёжи взгляды отскакивают от них, как мячик пинг-понга, они порой вообще не имеют никаких взглядов. Это очень интересный вопрос. Я где-то слышал, что президент Кеннеди однажды сказал: у советских людей неверные идеалы, но это лучше, чем в США, где идеалов вообще нет. В самом деле, я не знаю, что лучше: когда ты веришь в какую - то глупую сказку или когда ты не веришь вообще ни во что. И всё-таки я бы не стал приписывать нигилизм всем детям школьного возраста. Есть, и не так уж мало ребят, которые сознательно идут на какие-то собрания, вступают в кружки и так далее. Другое дело, что по молодости они могут попасть под дурное влияние, вроде того мерзавца сатаниста, что сжёг недавно изумительную деревянную церковь в Кондопоге. - Многие убеждены, что современным подросткам наплевать на школу. А в вуз приходят студенты - они жаждут знаний? - На школу, похоже, наплевать не только школьникам, вся наша система народного образования сегодня вообще никого не интересует, включая чиновников. Всем ясно, что там, наверху, сидят деятельные бездельники, изо всех сил надувающие щёки. Заваливая учителей и вузовских преподавателей никому не нужной отчётностью, министерские работники создают видимость кипучей деятельности. Все это знают, все об этом говорят, а бумаги всё прибывают. Отменить бумажное цунами нельзя, если не вышвырнуть тех, кто в эти бумаги верит. Ученикам школа и в самом деле в таком виде не нужна. Всю информацию, какой их пичкают, легко найти в интернете. Кстати, думаю, что там её находят и учителя... Нынешние методические пособия устарели, а новые пишутся по старому шаблону. Как говорится, генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Также и учителя пытаются учить так, как учили их самих. Вот почему сейчас все, кто хочет получить приличные оценки по окончании школы, учатся у репетиторов. Вдуматься, так это же кошмар: школа не в состоянии научить детей согласно ею же выдвигаемым требованиям. В вузе примерно то же самое: поголовно все преподаватели пишут в отчётах, что они привили студентам некие «компетенции», и все, включая проверяющие органы, знают, что это принципиально невозможно. При всём при том всегда можно встретить умных и мотивированных детей и студентов, занимающих первые места на местных и международных олимпиадах. Их мало, но они как-то не очень нужны начальству. Их даже толком не поощряют. Может быть, потому, что таких замечательных успехов они достигли в первую очередь с помощью собственных усилий и репетиторов. Школа, оказывается, здесь не при чём. Думаю, что многие из них в конечном счёте уедут туда, где их способностям будет найдено применение. - А по окончании вуза ребята стремятся постепенно строить свою карьеру? - Слово «карьерист» при советской власти было ругательным. И сегодня это что-то такое подозрительное. Но большинство студентов уже в вузе ищут подработку, грошовая стипендия их не устраивает, и нередко после окончания вуза они продолжают трудиться там, где работали. Увидел - и забыл - Каков уровень школьной подготовки у сегодняшних абитуриентов, если сравнивать с прошлыми годами, лет 5 - 10 назад? - Мне нелегко ответить на этот вопрос, думаю, школьная подготовка была и остаётся плохой, много лишних предметов, новые учебники почему-то хуже старых. С другой стороны, в моё время никто не слышал об информатике, не знал, что такое компьютер и мобильник, а для современного школьника это так же просто, как для моего поколения пишущая машинка. Когда у меня возникают проблемы с телефоном или компьютером, я обращаюсь к внуку-старшекласснику, и он легко справляется. - Чем опасно «клиповое мышление» сегодняшних студентов? - Я понимаю клиповое мышление как нежелание сосредотачиваться на каких-то сложных проблемах, нетерпение, стремление торопливо схватить что-то нужное и переходить к следующей задаче. Если что-то требует остановиться, сесть и подумать, он отмахнётся и побежит дальше. Клиповое мышление поверхностно, для серьёзной деятельности оно просто гибельно. - Почему современных молодых людей называют «поколением скептиков»? Они не верят ни родителям, ни педагогам, ни СМИ? - Всё не так просто. Здоровый скептицизм - вещь хорошая, особенно в наши дни отвратительной, глупой и наглой лжи, которую на нас обрушивают. А поскольку в большинстве родители и педагоги идут в русле этой лжи, то нежелание участвовать в этом массовом оглуплении народа - вещь похвальная. Но с другой стороны, так ведь недолго с водой выплеснуть и ребёнка. Молодёжь видит, что её пытаются обмануть, и на всякий случай не верит вообще ничему. Такая аполитичность очень опасна. Человек замыкается в своём тесном кругу, зажимает уши, закрывает глаза и затыкает себе рот. А политиканам этого только и надо, им так гораздо легче проворачивать свои дела. Яркий пример: попытка протащить в правительство Ярославля уголовника, не отбывшего наказание. Этот номер не прошёл, но то заслуга возмущённой общественности совсем не юного возраста. - Большая часть молодых людей игнорирует любые формы политической активности, если и участвуют в чём-то, то лишь для развлечения. Почему, как вы считаете? - А это всё та же набившая оскомину политическая реклама. Всем это давно надоело, но взрослые пожимают плечами и привычно делают, что им велено. А, как её точно называют, непоротая молодёжь, не знающая принуждения, спокойно отворачивается от всех и всяческих призывов. А нажмут на них - только смеются. Учиться не хотят - Вы долгое время изучали ненормативную лексику: увеличилось ли её употребление среди молодых, по сравнению с советскими годами? - Здесь всё непросто. Вы заметили, что в корне изменились надписи и рисунки на заборах и стенах? Где слова из трёх букв, где изображения «стыдных» частей тела? Таким способом подростки в былые времена как бы заявляли о своей мужественности, о вступлении во взрослую жизнь: смотрите, я всё это уже знаю! А вы, взрослые дураки, это от меня скрывали! А теперь весь этот слой стал настолько обычным, привычным, что заявлением о «знании» никого не удивишь. На заборах одно время писали что-нибудь вроде «Спартак - чемпион!», а теперь и спортивная тематика уступила место бессмысленным почеркушкам или гордым заявлениям типа «Здесь был Вася». Нам всем хочется оставить после себя какую-нибудь память, вот подростки и нашли такой простенький способ заявить о своём существовании. - А подростки-мажоры нынче чем отличаются, по вашему мнению? - О, это теперь уже целый социальный подкласс, состоящий из отпрысков новой буржуазии. Родителям не до них, и они откупаются от детей очень большими деньгами. И дети вырастают уверенными, что богатство - это такая индульгенция: делаю и веду себя, как хочу, в случае чего папа заплатит и от полиции откупится. Самое печальное - руководить каким-нибудь там концерном, наследуя его от папы, он совсем не собирается: не умеет и не хочет, ему и так хорошо. Ему вообще учиться «западло». Фактически папа готовит под себя и своё дело настоящую бомбу. Чем они отличаются от таких же детишек партийной номенклатуры советских времён? В принципе всё то же самое, но там быть таким было немного стыдно, отца могли из партии выгнать за плохое воспитание сына. Сегодня кутежи, разврат и прочее - гордый знак твоего превосходства. - Есть ли у современных студентов запрос на справедливость? - Ну отчего же, есть, конечно. Другое дело, как они эту справедливость понимают. Выпросить оценку повыше - это нормально. Купить диплом - а что такого? Но не надо всех мазать одной краской: уверен, что много ребят, которые сохранили понятие о настоящей справедливости. - Существует мнение, что нынешняя молодёжь утащит наше общество на дно. А вы как считаете? - Я не думаю, что требуются особые усилия, чтобы утащить нас на дно. А молодёжь - это и есть наше общество уже сегодня.