Штраф за бизнес без лицензии вырастет в 40 раз
Предложение, которое исходит от депутатов «Единой России», уже поддержали в Минюсте. Предпринимательство без образования юрлица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя должно караться суммой от 5 до 10 тысяч за первое правонарушение и 20-30 тысяч рублей – за последующие, уверены авторы законопроекта. Напомним, что сейчас штрафная «вилка» составляет 500-2000 рублей, что, по мнению депутатов, никак не стимулирует некоторых бизнесменов выходить из тени, да и сбору налогов не способствует. - Конечно, то, что некоторые предприниматели не регистрируются и укрывают доходы от государства, составляют определенную проблему. Но почему они это делают? – говорит председатель Некоммерческого партнерства «Бизнес-Солидарность» Яна Яковлева. – Потому что предпринимателям постоянно приходится сталкиваться с крайне неудобной бюрократической системой. И дело даже не в сумме налогов (не такие уж они большие), а, во-первых, в усложненной схеме их взимания, и, во-вторых, - в постоянно давлеющем над ними страхе, что государство либо все отнимет, либо теми же штрафами замучает. Потому что по отношению к предпринимателям у нас почему-то действует презумпция виновности. По мнению Яковлевой, гораздо больше эффекта было бы от схемы, при которой человеку стало бы выгодно вести предпринимательскую деятельность вбелую: - Давно доказано, что угроза наказания не останавливает от совершения преступления. Стимулировать людей надо, а не кнутом размахивать. Например, в Германии система выстроена таким образом, что предпринимателям просто не выгодно работать в тени. Там чем больше показываешь, тем меньше в итоге налогов заплатишь. Если, например, частный репетитор приходит к тебе домой заниматься с ребенком, ни учителю, ни родителю даже в голову не приходит утаивать это от государства, потому что оба знают, что налогов после этого каждый заплатит меньше. То есть, система выстроена так, что человеку эти налоги платить просто выгодно. Согласилась с коллегой и главный эксперт Института государственного и муниципального управления Дина Крылова: - Фискальный подход по максимуму ко всему подряд - не самый лучший способ регулирования и развития экономической деятельности в стране. Потому что всегда существуют нюансы, которые надо учитывать. Например, человек хочет себя попробовать в каком-то деле. Он еще не знает, будет он этим заниматься, пойдет у него бизнес или нет. И только совершив пару пробных сделок, поняв, что это его дело, он идет регистрироваться. Потому что после регистрации ты сразу подпадаешь под очень жесткое регулирование и становишься должен: платить социальные взносы, подавать отчетность, открыть счет и его обслуживать (за что банк тоже берет определенную плату) и так далее. Поэтому, думаю, такие несистематические бизнес-попытки не должны жестко караться, иначе у нас и бизнес в стране не будет нарождаться. Систематические попытки, по мнению эксперта, тоже разные бывают: - Одно дело, когда человек просто продает свой труд, являясь самозанятым, – репетитором, ремонтником, няней… Это даже бизнесом назвать нельзя и полностью приравнивать к бизнесу неправильно. Незарегистрированная деятельность таких людей в принципе рынку не особо вредит и экономического ущерба не наносит. А вот если ты занимаешься нелегальным производством или торговлей и оказанием коммерческих услуг постоянно, то ты, конечно, наносишь ущерб другим участникам рынка, подрывая конкуренцию. Потому что честные предприниматели несут издержки за свое легальное положение (платят налоги, выполняют другие обязательные требования), а ты тихо сидишь в тени, занимаешься таким же бизнесом и вовсю демпингуешь, потому что у тебя таких издержек нет. Конечно, такое поведение нельзя поощрять. Но тут, считает Дина Крылова, тоже не стоит косить всех одной косой: - Одно дело, человек "на рубль" семечек без регистрации продал, а другое дело - нелегально нефтью торгует, например. Вещи несоразмерные, и не может штраф быть одинаковым. Или сплошь и рядом бывают случаи, когда у человека закончилась лицензия, а получить ее вовремя он по какой-то причине не успел. В итоге абсолютно законопослушный предприниматель с легальным бизнесом подпадает под эти штрафы. А бывает, что люди не могут легализоваться из-за низкой рентабельности бизнеса – у них бюрократические издержки и налоги просто съедят всю прибыль, а то и в минус заставят уйти. Поэтому надо создавать такие условия, чтобы людям было выгодно работать легально, обязательные требования должны быть посильными для участников рынка. В общем, надо дифференцированно смотреть на все меры регулирования, советоваться с отраслевыми объединениями, искать разумные границы наказания для нарушителей, а не штамповать штрафы, закручивая гайки всему и вся, отбивая желание у активных людей к предпринимательству. Вывод предпринимателей из тени нужно обязательно сочетать с ревизией списка требований, предъявляемых им государством, считает Антон Данилов-Данильян, председатель Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ: - Процесс административного обеления (или административного давления в сторону обеления), безусловно, важен и нужен. И налоги надо платить, кто бы спорил. Но, на наш взгляд, эффективнее был бы несколько другой подход. Надо завершить ту работу, которую начало в свое время Открытое правительство. Эта работа была связана с инвентаризацией всех обязательных требований, которое государство предъявляет бизнесу. Речь и о налоговом, и о техническом, и о трудовом регулировании, и о массе всего другого. Нет такого бизнеса в стране, который хоть что-нибудь да не нарушал - просто из-за огромного числа этих требований и их необозримости по сути. По словам Антона Викторовича, сами проверяющие зачастую не знают всего комплекса требований, которые прописаны в различных законах. То же можно сказать и о судьях: - В итоге мы имеем правовой вакуум. Поэтому надо завершить инвентаризацию. И вот когда мы будем иметь весь набор этих чек-листов, тогда можно будет оценить, какие издержки должен нести бизнес для того, чтобы выполнить все эти требования. И тогда выяснится, что если их все выполнять, многие отрасли, особенно те, где много малого и среднего бизнеса, формально станут убыточными. Стало быть, надо будет провести небольшую работу с оптимизацией этих требований, чтобы мы все-таки имели не просто положительную рентабельность, но и сохранили ее больше, чем в среднем по Европе. После завершения этого процесса, считает эксперт, нарушителям надо простить все грехи, чтобы они начали жить с чистого листа: - С момента присоединения компании или предпринимателя к некой условной хартии добросовестности, с того момента, когда он провозгласит: «Да, отныне мы будем соблюдать все требования государства», бизнесмен должен взять на себя обязательство вести дела честно, но и государство в свою очередь обязуется не проверять все, что было до инвентаризации. Думаю, таким путем мы сможем добиться легализации бизнеса гораздо быстрее и эффективнее.