С 2022 года у школьников появится ЕГЭ по китайскому языку
По данным Рособрнадзора, в последние два года большая часть тех, кто получил 100 баллов на ЕГЭ, добились этого на основании школьных знаний, а не с помощью репетиторов. Чтобы это превратилось в тенденцию, в «Единой России» намерены разработать дополнительные меры мотивации учителей. Какие новшества ждут учеников при подготовке и сдаче ЕГЭ, приравняют ли национальные языки народов России к иностранным? Об этом член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты».
От «угадайки» до новых технологий
- Алёна Игоревна, как изменился ЕГЭ спустя десять лет, после того как он стал единственной формой итоговой аттестации? Нужно ли и дальше совершенствовать процедуру сдачи итоговой аттестации или, как предлагают некоторые ваши коллеги в Госдуме, проще совсем от него отказаться и вернуть классические экзамены?
- То, как выглядел экзамен раньше, сильно отличается от того, что мы имеем сейчас. В 2002 году, когда я сдавала ЕГЭ, он больше напоминал «угадайку», когда из 15 вариантов нужно было выбрать один правильный. Сегодня это совсем другой экзамен, который действительно может определить глубину знаний учащихся.
ЕГЭ следует и дальше совершенствовать, чтобы он стал обыденной и комфортной для выпускников процедурой.
Позитивные изменения в процедуре сдачи ЕГЭ произошли благодаря Рособрнадзору, который учёл пожелания родительской общественности, Минобрнауки и депутатов Госдумы. В результате ЕГЭ стал классическим экзаменом, но более объективным и с использованием современных информационных технологий. Вместе с тем сказать, что всё идеально, нельзя. ЕГЭ следует и дальше совершенствовать, чтобы он стал обыденной и комфортной для выпускников процедурой.
- Почему спустя десять лет при сдаче ЕГЭ сохраняется стрессовая обстановка? Какие жалобы чаще всего поступают от ваших избирателей?
- Многие жалуются, что дополнительный стресс для учеников создаёт процедура прохождения через металлоискатели. Но я не совсем согласна с этими претензиями, ведь сегодня такие приборы установлены во всех крупных супермаркетах. И эта норма продиктована в первую очередь антитеррористическими требованиями.
Другое дело, когда выпускников чуть ли не раздевают при досмотре. Это, конечно, перебор. Чаще стрессовую обстановку создают сами родители, когда говорят своему ребёнку: «Если наберёшь меньше 80 баллов, домой не приходи». Я бы посоветовала им сохранять спокойствие и по максимуму поддерживать своих детей, делать всё возможное, чтобы они не чувствовали себя угнетёнными и достойно преодолели первое серьёзное испытание в своей жизни.
- Поиск репетиторов, как утверждают наши читатели, — это тоже стресс. Ведь до сих пор бытует мнение, что без них подготовиться к госэкзаменам невозможно.
- Последние данные Рособрнадзора опровергают это утверждение. Большинство стобалльников готовились к ЕГЭ самостоятельно. Важно, чтобы школьники знали, что все необходимые контрольно-измерительные материалы (КИМы) находятся в открытом доступе. Нужно лишь зайти на сайт Фонда института педагогических измерений (ФИПИ) и прорешать тестовые варианты столько раз, сколько требуется. Сегодня родителям не нужно соревноваться кошельками, потому что российская система образования направлена на создание стартовых возможностей любого ребёнка, независимо от финансовых возможностей его родителей. Чтобы получить высокий балл, достаточно школьной программы, правильной мотивации школьника и информационных материалов ФИПИ.
Иностранный язык станет обязательным
- Вы являетесь одним из разработчиков законопроекта о национальных языках. Как вы считаете, разрешат ли выпускникам во время итоговой аттестации сдавать языки народов России вместо иностранного?
- Национальный язык не следует рассматривать как иностранный. Это — языки народов, проживающих на территории России. Их нужно изучать, чтобы знать свои корни и сохранить культурный потенциал нашей многоликой страны. А иностранный язык станет обязательным предметом в ЕГЭ в 2022 году. Причём к английскому, французскому, немецкому и испанскому Рособрнадзор планирует добавить ещё и китайский язык.
Поводом для расширения перечня иностранных языков как раз послужило обращение родительской общественности — многие дети нашей страны уже учат китайский. Это как раз яркий пример того, как в тесном диалоге Рособрнадзора с родительским комитетом и Министерством просвещения создаются индивидуальные образовательные траектории для обучения школьников.
- Готовы ли российские школы к введению нового обязательного предмета на ЕГЭ?
- Одна из главных проблем сегодня, о которых нам сигнализируют избиратели, — разный уровень преподавания иностранного языка в мегаполисе и на селе. Родители жалуются, что программы преподавания иностранного языка остались неизменными со времён их детства. На уроках педагоги не дают детям необходимых навыков, нет дебатов, аудирования. На селе нередко бывает и так, что немецкий язык ведёт учитель, который ранее преподавал английский, а затем прошёл месячный курс переподготовки.
Сегодня иностранный язык сдают 15 процентов выпускников. Для того чтобы его могли сдавать 100 процентов ребят, необходимо внести изменения в профстандарт педагога. Несколько дней назад я направила письмо на имя вице-премьера по социальным вопросам Татьяны Голиковой с просьбой пересмотреть концепцию преподавания иностранных языков и выравнять возможности сельских и городских детей.
Учитель должен быть вдохновлён и защищён
- Какие меры поддержки учителей вы планируете разработать в рамках проекта «Единой России»?
- Мы исходим из того, что дать хорошие знания учитель может, когда он здоров, вдохновлён и защищён. Сегодня учителя испытывают колоссальные трудности психологического характера. Многие из них вынуждены подрабатывать или совмещать работу с подсобным хозяйством. А полноценно отдохнуть и поправить здоровье они не могут. Чтобы поднять статус учителей и мотивировать их на новые свершения, мы хотим ввести для этой категории работников такие меры защиты, как санаторно-курортное лечение и возможность прохождения регулярных стажировок по предмету.
Сегодня иностранный язык сдают 15 процентов выпускников. Для того чтобы его могли сдавать 100 процентов ребят, необходимо внести изменения в профстандарт педагога.
Нужно дать возможность опытным педагогам изучить цифровые технологии, а молодым — набраться знаний. Также мы намерены выработать формулу, по которой учителям будут оплачивать работу во время итоговой аттестации в 9-м и 11-м классе. На сегодня такой формулы нет. Где-то педработники получают 40 рублей за час, а где-то 100. Между тем, согласно указу президента, любой труд должен быть регламентирован. Но пока педагогам получить деньги за переработку крайне сложно.
Все эти меры мы намерены разработать и внести в Госдуму в ближайшее время.