«Вышка» стала роскошью: образовательные стартапы помогают найти работу (и не тратить время на университет)

Несколько стартапов надеются изменить традиционный подход к высшему образованию, обучая рыночным навыкам (например программированию). Они помогают студентам избежать непомерных расходов на обучение — ради процента от будущей зарплаты своих выпускников. Большинство абитуриентов США вынуждены брать огромные кредиты на образование, а погасить их удается не всем. Работодатели открывают вакансии, не требующие диплома, и стартаперы уверены, что высшее образование не так уж необходимо. Стартапы Lambda School и MissionU обучают бесплатно, в расчете на процент от будущей зарплаты выпускника, если она превысит $50 тыс. в год. MissionU и Lambda School (которая только что привлекла $4 млн финансирования) намерены усовершенствовать учебные материалы, чтобы достаточную квалификацию можно было получить за полгода — год. Затем Lambda будет получать 17% от каждой зарплаты выпускника в течение двух лет, то есть не менее $30 тыс.. Если в течение 5 лет выпускник не получит работу программиста с достаточно высоким окладом, школа отказывается от своих требований. Условия MissionU: 15% от зарплаты в течение трех лет, если выпускник получит работу в течение 7 лет. Одним из первых эту модель опробовал калифорнийский колледж Make School. Еще одна школа программирования, App Academy, предлагает аналогичные программы, но по-прежнему требует депозит в размере $5 тыс. Обе компании тесно связаны с потенциальными работодателями, включая Y Combinator, IBM, PayPal и Uber, и активно представляют студентов отделам кадров этих предприятий. Новые образовательные стартапы будут успешны, если будут успешны их выпускники. «Мы поняли, что шкурный интерес поможет нам всецело сосредоточиться на результате», — объясняет генеральный директор MissionU Адам Браун. Обе школы обучают студентов навыкам, которые основатели, по опыту работы в отрасли и обратной связи от партнеров по найму, считают наиболее полезным в технологической сфере. Читать также 7 принципов успешного образовательного стартапа (знать мало — нужно следовать) Перемены на рынке труда Как обнаружил агрегатор вакансий ZipRecruiter, работодатели все чаще открывают позиции, «требующие высокой квалификации и хорошо оплачиваемые, но не связанные напрямую с наличием у кандидата образования». Стартапы и малые предприятия чаще ищут таких сотрудников, чем крупные компании, ищут новых рабочих. По данным ZipRecruiter, с ноября 2016 года доля вакансий в технологической отрасли с требованиями к образованию снизилась с 30% до менее чем 20%. Пользуясь сходными механизмами оплаты услуг, MissionU и Lambda School по-разному подходят к преподаванию. Студентам MissionU требуется переезд в Сан-Франциско (позже компания планирует начать экспансию и в другие города), где их объединяют в небольшие группы для удаленных занятий и обязательных встреч не реже двух раз в месяц. В учебной программе работа над реальными проектами анализ данных. Lambda School также использует проектный подход в двух направлениях —информационных технологиях и искусственном интеллекте, — но занятия только онлайн. Есть и преимущество: преподаватели Lambda School общаются со студентами в реальном времени и уделяют особое внимание тем, кому нужна помощь. Читать также 5 трудностей для EdTech-стартапов в России (но есть решения) Благодаря удаленному режиму занятий в каждом классе значительно больше студентов, чем в MissionU, а реальное общение с преподавателем обеспечивает дисциплину и структурированность знаний. «Мне кажется, проблема, которой мы занимаемся, скорее связана с человеческой психологией, с готовностью посвятить себя делу, чем с образованием как таковым. Многие люди пытаются изучить программирование самостоятельно, но в какой-то момент бросают. И обычно дело просто в недостатке упорства, — объясняет соучредитель Lambda School Остин Оллред. — Чтобы заинтересовать инвесторов, нам нужно было доказать, что мы можем заставить клиентов довести обучение до конца». Программирование и не только Сейчас Lambda School и MissionU обучают студентов только технологической отрасли, но хотят расширяться в другие отрасли, а MissionU уже включает в курс анализа данных материалы по бизнесу и маркетингу. Для студентов, желающих получить образование с доказанной рентабельностью инвестиций, стартап студенческого кредитования Climb Credit предлагает программы с высокими показателями будущего трудоустройства. Желая вернуть кредиты на обучение, компания фокусируется на учебных заведениях, повышающих кредитоспособность студентов, и работает с различными программами профессионального образования — от автошколы Great Lakes до инвестиционных курсов или курсов программирования, таких как General Assembly и Hack Reactor. Соучредитель и генеральный директор стартапа Зандер Рафаэль говорит, что у заемщиков Climb Credit есть все шансы удвоить или утроить свой доход менее чем через год после завершения программы (но такие результаты не гарантированы). По условиям договора с некоторыми школами, компания предлагает кредиты каждому зачисленному студенту, а школа в обмен принимает на себя некоторые финансовые риски. Основатели стартапов, преподаватели и студенты считают, что классическое гуманитарное образование — это роскошь и не всегда разумное вложение средств. «Новый рабочий класс и даже новый средний класс не обязательно нуждается в университетском образовании, — говорит Оллред. — Многим из них совершенно ни к чему тратить лишние два года на изучение античности, каким бы объективно значимым ни был этот материал».

«Вышка» стала роскошью: образовательные стартапы помогают найти работу (и не тратить время на университет)
© Inc.