Детям будут преподавать нравственность. И как вам?
«Вечерняя Москва» продолжает ежедневную рубрику «Вопрос дня».В России разработают образовательную программу по основам нравственных ценностей для воспитанников детских садов. Речь идет о базовых нравственных ценностях. Дмитрий Локтев, руководитель детской секции: — Я не являюсь противником православной церкви. Более того, наша организация с ними активно работает. Но в их предложении есть несколько спорных моментов. Когда мы даем оценку какому-либо событию, связанному с РПЦ, нужно учитывать, что у нас светское государство. Во-первых, почему у нас одна из конфессий получает преимущество в предложении образовательных программ? Если предлагает РПЦ, то должны предлагать и мусульмане, иудеи и другие официальные конфессии. Необходимо объявить своеобразный, но тендер. Во-вторых, РПЦ в воспитательном процессе основывается на неизменяющихся догматах. А воспитание дошкольников должно базироваться на основных принципах гуманизма, а не на религии. Отец Макарий, священник: — Программы по духовно-нравственному воспитанию существуют давно. Например, пособие по основам православной культуры применяется в школах уже около 15 лет. Раньше их проведение регулировалось региональными властями. Сейчас эти программы могут входить в «школьный компонент», содержание которого определяется непосредственно участниками образовательного процесса: учителями, учениками и их родителями. Этот опыт широко применяется в рамках целевого образовательного направления. У нас есть православные детские сады и школы. Но этот опыт — частный. Русская православная церковь предлагает его расширить. Ничего революционно нового в этом предложении нет, речь идет о выработке общей позиции по духовно-нравственному воспитанию. Думаю, большинство родителей будут довольны, если школы возьмут на себя эту функцию. В свое время они отказались участвовать в воспитании, и теперь мы пожинаем такие плоды, как происшествие в Бурятии. Глеб Чистяков, сотрудник журнала «Церковь»: — Духовно-нравственное воспитание — хорошая идея. Нормы нравственности присущи не только религиозному обществу, но и светскому. Вопрос в том, как это будет реализовано на практике. Если в программе будут общепризнанные в нашем государстве нормы, то это очень хорошо. Но нельзя привязывать ее к определенной религии. У нас многоконфессиональная страна, и в каждой конфессии есть какие-то нюансы, которые неприемлемы в другой. В этом случае возможен конфликт между носителями разной веры. Поэтому я считаю, что общий курс должен быть религиозно-нейтральным. Андрей Рожков, учитель: — Несомненно, детям необходимо прививать моральные ценности. Но меня беспокоит то, что этим планирует заниматься Православная церковь. У этой организации и так почти монополия на все, что касается вопроса духовности и веры. У детей и их родителей должен быть выбор. Следует обратить внимание на этот момент. Конфликта можно избежать, если максимально отдалить нравственное воспитание от религии, или же поручить работать над проектом представителям нескольких конфессий. Екатерина Новикова, мать двоих детей: — Очень странна инициатива, на мой взгляд. Во-первых, все родители, а следом и дети, придерживаются разных взглядов на религию. Есть, например, атеисты, мнение которых тоже нужно учитывать. Во-вторых, я понимаю, что образовательные учреждения хотят наделить и воспитательной функцией. С одной стороны, это может быть логично и оправдано, с другой — а готовы ли сами школы и учителя рассказывать детям о нравственности и воспитывать их? Не уверена. И трагические происшествия последнего времени, которые произошли в школах страны, — тому подтверждение. А кроме того, не редки случаи, когда учителя сами не являются образцом поведения. Опять же примеров таких масса. Один из них — произошедшее в Ивантеевской школе в сентябре прошлого года. Этого могло и не случиться, если бы учитель не участвовала в травле школьника, а предотвратила ее. Уверена, что таких примеров по стране много. Думаю, что сначала нужно навести серьезный порядок в педагогическом сообществе, а уже потом доверять этим людям воспитание детей и формирование у них морально-нравственных ценностей. Иначе это все выглядит как лицемерие. В противном случае ничего хорошего из этой затеи не выйдет.