Возраст директора не имеет значения
Во вторник, 30 января, в Департаменте образования Москвы прошло заседание Аттестационной комиссии на должности руководителей образовательных организаций. «ВМ» выяснила, каким должен быть современный директор московской школы. По мнению председателя Молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций, директора школы № 1468 Ильи Бронштейна, руководитель столичной общеобразовательной организации — это в первую очередь педагог, который понимает и разделяет основные принципы и ценности системы столичного образования. — Он должен уметь ориентироваться в новых вызовах, которые предъявляет общество, — уверен Бронштейн. — И, руководствуясь своим педагогическим опытом и видением этих задач, координировать работу коллектива школы. Кроме того, это должен быть профессионал, который может эффективно работать в любой школе Москвы. Если говорить о качествах такого директора, то это ответственный, коммуникабельный человек, чьи действия продуманны. Возраст в этом случае не играет роли, уверен эксперт. — Большинство знаменитых директоров школ заняли эту должность в молодости, — рассказал Бронштейн. — Например, самому младшему члену нашей ассоциации 27 лет. Эксперт также отметил, что каких-то законодательных возрастных ограничений для кандидатов в руководители нет, но есть квалификационные характеристики, в том числе наличие высшего образования или переподготовки по направлениям «менеджмент», «государственное и муниципальное управление» или «управление персоналом», а также стаж работы. К слову, с большим объемом функций, которые выполняет директор, тоже справится не каждый: это ответственность за жизнь и безопасность сотен учеников, организация работы педагогического коллектива, контроль хозяйственной деятельности, управление финансами. По словам Бронштейна, быть только менеджером или только педагогом с таким обилием задач не получится. — У большинства директоров базовое образование педагогическое, а второе высшее — по менеджменту, — говорит эксперт. Сам руководитель школы № 1468 начинал свою трудовую деятельность в качестве педагога дополнительного образования, а затем продвигался по карьерной лестнице, пока не занял должность директора школы. Как и вчерашние кандидаты, он тоже когда-то был на аттестационной комиссии столичного Департамента образования, а теперь — один из ее экспертов. — Сначала кандидаты сдают тест на компьютере, а затем уже отвечают на вопросы членов комиссии, — рассказал о процедуре аттестации Бронштейн. По итогам проходит анонимное голосование, которое и решает судьбу соискателя. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Леонид Наумов, председатель ассоциации содействия развитию столичного образования "Лига столичных директоров", директор школы № 1505: — Современный директор школы должен быть умным, твердым, настойчивым, чтобы достигать поставленных целей, и, конечно, добрым. Участие в аттестационной комиссии большого количества директоров дает возможность сформировать целостную оценку кандидата. Члены комиссии особое внимание обращают на то, можно ли этому человеку доверить управление школой и способен ли он выполнять задачи, которые перед ним стоят.