«Как научить жить по вере?». Чем православная школа отличается от светской
Оренбургская православная гимназия – одно из старейших религиозно-светских образовательных учреждений в городе. Как проходят уроки в этой школе и чем ее ученики отличаются от учеников обычных школ, корреспонденту «АиФ Оренбург» рассказал ректор ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» протоиерей Георгий Горлов. Важно научить детей молитве Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Отец Георгий, кто и зачем поступает учиться в православную гимназию? Георгий Горлов: В основном к нам приводят детей воцерковленные родители, или те, кто стремится воцерковиться. Есть и те, кто просто ищет для детей место, чтобы и хорошо учили и плохому не научили. Но со временем эти люди понимают, что наша школа все-таки православная. Хотя у нас светское учреждение, и мы даем светское образование, у нас большой духовный компонент и православное воспитание, вольно или невольно приходится входить в церковную жизнь. Весь уклад жизни в гимназии устроен по церковному календарю. Мы стараемся, чтобы ученики с детства жили в этом состоянии годового и дневного богослужебного календарного круга, чтобы они понимали, что Церковь - это духовный организм, который живет по своим законам. День у нас начинается с молитвы. Важно, чтобы дети приучились к этому. Ученики начальной школы поют правило Серафима Саровского, а с 5 класса ребята вместе читают полное молитвенное правило. Каждый урок, каждое дело начинается и заканчивается молитвой. У нас есть устоявшиеся традиции. По четвергам служим молебен с акафистом нашему покровителю святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Главное наше общее дело – литургия, которую мы служим в гимназическом храме по субботам. Детям тяжело заниматься созерцанием, поэтому они поют или прислуживают. Они стараются изо всех сил. Так происходит взросление. Немаловажно, что в нашей школе нет давления со стороны старших учеников на младших. Это происходит, в том числе, и потому, что у нас учатся дети из многодетных семей. Еще, чем мне нравятся наши дети, так тем, что в основном они принимают всех в разных обстоятельствах. Иногда приходят сложные дети, которые не учились по два года. Возникает противоречие. Слово гимназия говорит об уровне образования, а православная об уровне милосердия, и не всегда они сходятся. Учителя порой недовольные, но мы берем этих детей. И их тройки становятся важнее пятерок отличников. Какая радость, когда они поступают в вузы и хорошо учатся. - Соблюдаются ли в школе посты? - Мы соблюдаем посты, конечно, с послаблением. Возникает сложность, потому что есть невоцерковленные семьи, и иногда возникают противоречия. Просим родителей поддержать детей. В воспитании главное - единство требований в семье и в школе. Если в семье делается одно, а в школе другое, это, конечно, пагубно влияет на душу человека. Появляется опасность фарисейского воспитания: ребенок нам научится говорить то, что мы хотим услышать, а дома – то, что нужно родителям. Дети не тяготятся постными днями. Великий пост – особенное время. В первую седмицу после уроков мы собираемся в храме и читаем канон Андрея Критского. У нас есть свои традиции: 1 сентября мы начинаем в храме – с исповеди и причастия. От других школ нас отличает христоцентричность. Преподавание наук интегрируем с духовными знаниями. С 1 по 11 класс преподаем Закон Божий, а также основы православной культуры. Со второго по пятый класс дети изучают церковно-славянский язык, порой мне кажется, что он интереснее им, чем русский. Цель предмета – научить их читать священные тексты и открыть им уши, чтобы они слышали и понимали, что происходит в храме. - Слышала, ваши ученики изучают древнегреческий и латынь. Как им удается справляться с такой нагрузкой, если и в обычных школах совсем нелегко учиться? - В седьмом-восьмом классах дети изучают основы древнегреческого и латинского языков. В 11 классе к основному английскому школьники могут по желанию добавить уроки французского. Несколько лет подряд выпускники поступают на факультеты иностранных языков (с французским профилем) и учатся наравне с теми, кто изучал этот язык с начальных классов. Мы стараемся соответствовать образу классической гимназии. Дети сегодня вообще каторжные труженики. Отбыв срок по шесть-семь уроков в школе, они посещают секции, музыкальную школу, а потом до ночи учат уроки. Жизни практически нет. Поэтому мы стараемся организовать учебный процесс так, чтобы они могли не только потрудиться, но и отдохнуть, чтобы продлить их временной отрезок детства. Иногда учителя предлагают позаниматься с детьми на каникулах. Я им запрещаю: сами не отдыхаете и детям не даете. Тем не менее, с нас никто не снимает ответственности за их будущее. Мы должны быть школой, которая дает возможность сделать детям любой выбор. Мы даем хорошее образование, чтобы дети могли поступить в любое учебное заведение. Далеко не все гимназисты поступают в духовные учебные заведения, как в семинарии или Свято-Тихоновский университет. Многие мальчики выбирают служение Отечеству. Из них получаются мужчины. Следим за судьбами выпускников, переживаем. Наша большая семья растет. Заклеить странички в учебнике - У вас работают верующие педагоги? Где вы их находите? - У нас сложился очень хороший коллектив. Эти неравнодушные люди готовы работать денно и нощно не за одну зарплату, а на совесть. Первые педагоги были отчаянными людьми. Были идея православной гимназии и желание послужить Богу. Учителя не знали, будет ли у них зарплата и пойдет ли она в стаж. Они шли как в омут с головой. Тогда в здании на Рыбаковской была только одна классная комната, доска и 12 парт. Перспектив никаких, согревала только вера. Вместо полов была земля. Работала одна учительница и вторая по совместительству. Первый завуч Ольга Анатольевна Пароль иногда даже ночевала в гимназии - нужно было пройти лицензирование. Ни бумаги, ничего не было. Когда подошло время открывать среднее звено, нужны были учителя. Нам помогли участники молодежного православного клуба «Скимен», часть из них были кандидаты наук и аспиранты. Эти молодые люди прибегали на час, отчитывали свой урок и бежали дальше. Это был подвиг с их стороны. Постепенно молодых людей начали заменять пожилые учителя. Тогда мы стали настоящей школой. Сейчас учителей много и разного возраста. Работают настоящие специалисты. У нас есть учителя мужчины. Мне кажется, у нас работает единственный в городе учитель начальных классов – мужчина. Его очень любят дети. Также в гимназии есть инспектор – законоучитель. Он преподает Закон Божий и является проректором гимназии по дисциплине. Перед ним все трепещут. Но дети понимают, если замечания делаются справедливо. Все учителя и не только (вахтеры, уборщицы) знают детей в лицо и по именам. Здесь немного другая обстановка. Хотя тоже всякое бывает. Но, слава Богу, Господь дает ума разобраться спокойно и решает наши проблемы. У нас есть помощь та, которая есть у всех, просто не все об этом знают. - Как вы преподаете светские предметы, материалы которых якобы противоречат религиозным взглядам? - Мы смотрели, как преподают в других православных гимназиях. Однажды мы увидели, как учители заклеивают странички в учебниках историю, или биологии... Мы по этому пути не пошли. Каждый предмет не то что интегрируется с православной культурой, но идет в русле этого всего. Естественно, мы все трактуем. Я даже могу объяснить теорию происхождения человека от обезьяны. Все существа на земле, как и человек, созданы из одних и тех же элементов. Человек стал человеком, когда Господь вдохнул в него дух жизни. Мы поясняем, что теория Дарвина не единственная теория эволюции. Она только в России непоколебимая святыня. Однажды дети взбунтовались против нового историка. Он был воспитан советской школой и начал им рассказывать про слабого царя Николая II, кровавое воскресенье. А дети-то знают, что он срастотерпец и совсем не был слабым. Столкнулись два мнения: одно православное, второе псевдоисторическое. Пришлось выступать в роли некоего арбитра, объяснять учителю, что есть факты и книги, которые могут повлиять на его мнение, а детям пояснять, что святость царя не обозначает его непогрешимость во всем, что он был канонизирован за образ смерти. Слава Богу, они поняли друг друга, и это прекратилось. Важно, чтобы у детей было целостное мировоззрение на основе духовных знаний. Ничего нельзя скрывать, все должно быть разумно, всему есть объяснение. - Как можно научить детей вере? - Мы много думали, как научить детей вере. Потом поняли, что этому научить нельзя, поскольку это личный опыт общения человека с Богом. Можно дать знания, но нельзя дать почувствовать Бога. Мы можем лишь показать дорожку. Один из таких путей – это творчество. При гимназии работает филиал музыкальной школы, которую посещают все ученики. Мы стараемся развивать детей со всех сторон, это помогает и в учении. Когда человек раскрепощен, когда у него нет комплексов, он может хорошо говорить, тогда ему проще и легче жить. У нас работает хореографическая студия, на нашей базе занимается фольклорный ансамбль «Перегода». Художник Марина Бусалаева ведет изостудию, и несколько раз в год мы организуем выставки. В телевизионной студии ребята снимают фильмы. Раз в год у нас выходит журнал «Светлячок», в который пишут наши ученики. Также у нас выходит журнал для преподавателей «Лоза плодная». А вершина наших стараний – спектакль, который мы ставим на Рождество и Пасху. Театр у нас как средство проповеди. К сожалению, год назад отошла в мир иной наш постоянный режиссер Татьяна Германовна Коршунова. Невосполнимая потеря. Сейчас у нас новый худрук, но дух у театра тот же – коршуновский, духовный. Уже несколько лет мы проводим областной фестиваль для воскресных школ «Соцветие». После концерта мы ведем детей в кино, на аттракционы – приезжают ребята из деревень, не у всех есть такая возможность. Этот фестиваль важен, чтобы дети издалека знали, что они не изгои, но и понимали, что не избранные. Нам не легко дается этот фестиваль, рады бы и не проводить, но нам заранее звонят, готовятся, так что отступать некуда. Ученики гимназии проводят благотворительные ярмарки. Что-нибудь приготовят, создадут, а потом успешно друг другу продают. Собираем по 50-70 тыс. рублей и передаем их либо больным детям, либо болеющим родителям учеников, в этом году себе же на пристрой к зданию собрали. Год заканчивается экзаменом по творчеству. Каждый ученик защищает проект на любую тему: от приготовления блюда, до какой-то научной работы на духовную тему, или поэзии. Школа должна быть доступной - На что живет гимназия? - Мы дошли до Конституционного суда, чтобы наши дети смогли получать бесплатное образование. Финансирование нам выделят только на оплату государственных предметов. На коммуналку и прочее денег нет, поэтому приходится брать оплату с родителей, но не на образование, а на содержание детей, причем она раз в 8 меньше, чем в других частных школах. Есть фиксированная ставка, но, наверное, половина школы платит меньше. Много нуждающихся семей. Сегодня человек может заплатить, а завтра нет, не тащить же ребенка в другую школу. Этот вопрос был решен сразу. Я всегда считал, что школа должна быть доступной, тем более, если она православная. Никто ни от чего не застрахован. Господь нас содержит. С 2001 года так существуем. Сложно бывает, но всегда приходит помощь от наших единомышленников. Оба корпуса у нас в безвозмездной аренде. - Как пришла идея открыть православную гимназию? - В здании по Рыбаковской (где сейчас занимается начальная школа) гимназию пытались открыть до нас, но не получилось. Родители пришли к владыке Валентину, но он сказал, ищите человека, который этим будет заниматься, и открывайте. Если бы мне 20 лет назад сказали, что я буду заниматься школой, я бы посмеялся. Но эти родители пришли ко мне. Тогда я вел воскресную школу при Димитриевском храме, и у нас не было своего здания, зато заниматься приходило под 100 человек. Честно говоря, я покусился на здание! Какие хоромы! Конечно, я его взял. Это потом уже получилось, что воскресная школа отошла на второй план, а потом и вовсе распалась, а гимназия стала основным делом. Второй корпус (для среднего и старшего звена) у нас был на переулке Среднем, там было очень тесно. Потом мы согласились переехать на Чулочный. Это решили дети, когда увидели огромные коридоры. У нас не было ни сил, ни средств на ремонт, но Господь помог чудесным образом. За год здание было практически готово и мы его освятили, хотя нам говорили, что только три млн рублей понадобится на проект. Бизнесмены полностью отремонтировали второй этаж и сказали никому не говорить их имена. Помогали родители. По моим поступкам судят Церковь - Как вы решаете конфликты в гимназии? Кто вы в этот момент: директор или пастырь? - Нет одного рецепта. Я человек. Иногда я могу быть строгим и горячим. Порой, чтобы кого-то встряхнуть, вразумить, надо повысить голос, стукнуть по столу. Недавно нашел старую открытку, где мне девочка очень трудная, которую взяли из детдома поздравляет с Рождеством и пишет: «Мне кажется, что если вы кого-то наказываете, то это полезно для души и для сердца. Простите за все, что я сделала плохое». Нет детей, которые недостойны моего внимания и на которых я махнул рукой. Перед учителями я всегда на стороне детей. С детьми я на стороне учителей. Приходится лавировать. Учителям говорю, что я здесь поставлен детей защищать. Самое важное это они. Я всегда ищу причину, чтобы оправдать ребенка, на которого все давно махнули рукой, при этом, чтобы он не понял это как вседозволенность. Выше справедливости милосердие. Конечно, иногда приходится расставаться ради интересов всех остальных, но чаще всего до последнего терпим, стараемся зацепиться за хорошее, найти опору. Сложно быть одновременно администратором и священником. Бывает, не замечаешь, как обижаешь человека, а ведь по моим поступкам, возможно, судят Церковь. Если я оттолкну человека, то он может оттолкнуться и от Церкви. На меня смотрят как на священника, но при этом кого-то нужно наказать, поставить на место – и не только детей. Некоторые люди пользуются этим: «Вы же не можете так поступить, вы же священник!». Я не могу сказать, что они все стали воцерковленными людьми, что в храме не протолкнуться. Конечно, нет. Но у меня большая надежда, что все, что мы вложили в них, взрастет. Сначала я очень переживал, как они вообще после нашей школы в мире устроятся. Но, слава Богу, смотрю, приживаются. Идет духовная борьба. Все время складываются новые ситуации, и готовых рецептов нет. Бывает, дети начинают увлекаться неправильными течениями. Однажды одна девочка начала в черное рядиться. Я как почитал: готы – исчадие ада, мне сразу плохо стало... Раз поговорили, два поговорили, и оказалось, что ее ребята не приняли, а там ей дали осознание, что она личность. На выпускном она была уже в красивом платье. Все у нее хорошо. - Как вы оберегаете молодежь? Говорите на сложные темы? - К сожалению, не всегда хватает времени. Со старшими учениками надо разговаривать по-взрослому, они требуют вразумительного ответа. Мир не существует только по учебникам, по которым мы учим детей, а ведь им надо как-то выживать. Как так жить, чтобы и не совершать плохого и добиваться чего-то, карьеру строить? Приходится сталкиваться и с подлостью, и с лестью и с предательством. Какие пределы у благочестия? А взаимоотношения полов? Они в этом мире живут. Разные проблемы возникают. Сложность в том, что нет пророка в своем Отечестве. Соседке, другу поверят, а родителям или учителю - нет. Начинаешь им объяснять на собственном опыте, на доступных примерах, что не надо торопиться жить, все должно прийти в свое время, не лишайте сами себя счастья. Легко заучить догматы и катехизис, но как научить жить по вере? Объясняем, что вы можете добиться успеха, но если потеряете себя, успех не принесет вам радость. Самое главное, научить, что Бог - это опора в жизни, это та радость, которой люди себя по глупости лишают, думая, что это какая-то обуза.