Войти в почту

Майские пчёлки указов. Сколько на самом деле получают омские учителя

Общественники из ОНФ решили провести мониторинг зарплат учителей в нашем регионе и проверить, действительно ли они уже достигли показателей, определённых указом президента РФ: она должна соответствовать средней по области. Правда, как обсуждают сами учителя, средняя температура по больнице везде разная, поэтому норма для Пензы, оказывается, 11 тыс. руб., для Москвы - 55 тыс. руб. Омск посередине: у нас зарплата педагогов должна быть порядка 25 тыс. руб. Исследование ОНФ показало, что средняя начисленная заработная плата школьным педагогам составляет 16 750 руб. при средней нагрузке более 25 часов в неделю. Отметим, что норма - 18 учебных часов в неделю. Серьёзные разночтения А вот у Росстата цифры другие: за 9 месяцев средняя зарплата учителя в муниципалитетах Омской области составила 25 830 руб. Более того, в рамках исполнения указов президента РФ министерство образования региона мониторит ситуацию с заработной платой в каждой образовательной организации ежемесячно. Чиновники минобра утверждают, что у педагогических работников образовательных школ средняя зарплата на уровне 25 872 руб. (если мы учитываем федеральные учреждения, а если говорим о государственных муниципальных учреждениях Омской области, то средняя зарплата даже выше - 26 937 руб.). Поэтому чиновники уверяют, что по итогам 2017 года все плановые целевые нормативы, установленные указом президента, регион выполнит в полном объёме. Две ставки - как норма Как же получается, что учителя в значительной своей части видят в корешках зарплату 12-13 тыс., а чиновники приписывают им доход в два раза больше? Всё просто: сотрудники минобра оговариваются, что данные официального мониторинга сообщают о средней зарплате, а зарплата отдельных работников может быть ниже и выше этих целевых ориентиров. Всё зависит от ряда показателей: учебная нагрузка, стаж, наличие квалификационной категории и стимулирующих выплат. Проще говоря, учитель может заработать 25 тыс., но для этого его нагрузка должна приближаться к 30-40 часам в неделю. И такое бывает достаточно часто. «Чтобы заработать 25 тыс. руб., необходимо работать на две ставки», - рассказывает директор интеллектуального центра «Перспектива» Валерий Гагарин. «Чиновники утверждают, что цифры, названные в указе президента, достигнуты или прак­тически достигнуты. Однако это сделано за счёт высочайшей интенсификации труда. Смешно выглядит не только базовая ставка, но и оплата за классное руководство и иные незначительные надбавки. Из-за необходимости брать на себя лишнюю нагрузку ухудшается здоровье наших учителей, снижается качество работы, происходит профессиональное выгорание», - об этом говорят все эксперты. Загадочная арифметика Валерий Гагарин объясняет, что увеличивать нужно не надбавки, а базовую ставку учителя. А она чуть больше 8 тыс. руб. За проверку тетрадей готовы накинуть 10% от этой суммы, за классное руководство или кружковую работу можно получить ещё 3-4 тыс. руб. Итого: 12-13 тыс. руб. для начинающего педагога без категории. Да и наличие категории не слишком улучшает финансовую ситуацию в семье учителя. Речь идёт об отнюдь не лишних, но и не великих деньгах: 1-2 тыс. руб. В общем-то, и собираются те самые искомые 16,5 тыс., о которых говорят общественники. Откуда берутся остальные 9 тыс. из статистики минобра, объяснить с применением приёмов банальной арифметики не получается. «Систему оплаты труда педагогов в июне обсуждали в аналитическом центре при правительстве РФ, - рассказывает представитель профсоюза работников образования Центрального округа Омска Лариса Грачёва. - Собрались лучшие умы и пришли к следующим выводам: простое увеличение финансирования и заработной платы без принципиального изменения действующей системы оплаты труда не повлияет на качество образовательных результатов. Нынешняя система оплаты труда неэффективна и не имеет перспективы. Необходимо обновление институтов системы образования, в первую очередь управленческих, а также финансовых механизмов оценки качества образования». Учителя думают, куда уйти Заведующий отделом по социальным вопросам и работе с молодёжью федерации омских профсоюзов Андрей Ефремов с теплотой вспоминает годы, проведённые в школе в качестве учителя. Он готов вернуться в любимую профессию, если зарплаты вырастут: «Я 10 лет работал в школе № 25, был учителем высшей категории, классным руководителем, но был вынужден из школы уйти. За 10 лет в школе я больше всего не любил новости о повышении заработной платы учителей. Потому что эту информацию начинают муссировать за полгода до события, на всех углах об этом говорят. И когда наступает день повышения заработной платы на 25%, уже становится понятно, что за это время цены на всё выросли в два раза. Получается, что твой доход не вырос, а упал. Я очень любил свою работу, и если поднимут зарплату до приличного уровня, вернусь в школу хоть завтра. Но, к сожалению, у меня нет никакой уверенности, что это когда-нибудь произойдёт». Ефремов вспоминает, как на юбилей премии молодых учителей «Открытие» пригласили лауреатов прошлых лет. И тогда выяснилось, что из 15-ти по­дающих самые значительные надежды педагогов в школе остался только один. «Система настолько неправильно работает, что выбрасывает из среды лучших представителей», - сетует Андрей Ефремов. От редакции. Чиновники вынуждают учителей либо мириться с небольшой зарплатой, либо работать на износ, чтобы получить в итоге ту самую среднюю зарплату по региону. Есть и третий вариант, который предпочитает всё больше педагогов: они покидают профессию... Ассигнования растут Лариса Устинова Лариса Устинова, заместитель министра образования Омской области: «Наш регион совсем не в последних рядах по заработной плате учителей. Результаты официальной статистики утверждают, что Омская область занимает 48-е место среди регионов страны, это середина списка. Статистическая выборка мониторинга зарплат является автоматической, и министерство не может на неё повлиять. Знание официальных цифр позволяет с сомнением относиться к результатам исследований общественников, которые уверяют, что в среднем учитель зарабатывает 16,5 тыс. В 2017 году бюджетные ассигнования на достижение нормативных показателей уровня средней зарплаты в бюджете региона предусмотрены в размере 10,374 млрд руб. Это на 426,5 млн руб. больше, чем было направлено на эти цели в 2016 году. На 2018 год в проекте бюджета предусмотрено уже 10,7 млрд руб.». Цена работы с ребёнком - 40 руб. Леонид Свирин Леонид Свирин, зампред омской областной организации профсоюзов работников образования: «Учителей не устраивает не только оклад, но и размер выплаты за классное руководство. Сейчас это 40 руб. за ребёнка в месяц. Беспокоит ситуация со стимулирующими выплатами за проверку тетрадей и заведование методическими объединениями. Люди жалуются, что в некоторых местах за эту работу не получают денег вовсе. Брошенными оказались и молодые специалисты. В своё время для них предусматривались областные программы поддержки. На сегодня программы свёрнуты. Что касается реализации майских указов президента, то мы видим лишь увеличение нагрузки учителей. Статистика уверяет, что в прошлом году средняя нагрузка составляла около 25 часов, а сегодня она уже выросла до 27. Указы выполняются за счёт увеличения интенсивности». Кризис не аргумент! Елена Бородина Елена Бородина, учитель школы № 120: «Нам говорят, что у нас, учителей, маленькая зарплата, потому что в стране кризис, санкции, у нас Крым и всё остальное! Но сколько я себя помню - в стране всегда что-то происходило. При этом определённые классы богатеют, а учителя как были нищими, так и остались. Я в институте работала - получала копейки, сейчас вернулась в школу и получаю копейки! Мы больше так жить не можем. Дмитрий Медведев как-то однажды сказал учителям, что им нужно было иначе выбирать профессию. Простите, выбрали не ту! Не знали, что государству умные и образованные люди не нужны. Общество пребывает в вечном кризисе, и ему не до нас, учителей. Хотя, может быть, оно и в кризисе, потому что ему не до нас! Нас учат методисты, которые в школе никогда не работали либо делали это очень давно и сбежали оттуда. Нами руководят те, кто получает на порядок больше нас, а, как известно, сытый голодного не разумеет. Хочется ответить критикам: не надо нас учить работать, лучше помогите материально. Престижность учительской профессии - это показатель отношения общества и государства. Бедность учителей - это серьёзная проблема, и её нужно решать. Учителю нужно быть интересным, позитивным, сытым, хорошо одетым, отдохнувшим, у него должно быть свободное время. Учитель должен заходить в школу и улыбаться. Он должен быть счастливым, потому что он делится этим счастьем с детьми. А когда учитель уже приходит уставший, глаза не горят - чем он сможет поделиться с ребёнком?»